О результатах внешних проверок годовых отчетов
об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований
в городе Москве за 2023 год, включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
(по состоянию на 27.04.2024)
В соответствии с п.1.17. Плана работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2024 год проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – годовые отчеты) за 2023 год, включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – внешние проверки, ГАБС), 146 внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО).
Годовые отчеты по составу, содержанию и представлению соответствуют установленным требованиям. Соответствие показателей форм бюджетной отчетности установленным контрольным соотношениям обеспечено 123 ВМО (84,2 процента от общего количества ВМО).
Ошибки и искажения годовой бюджетной отчетности ГАБС за 2023 год, оказавшие существенное влияние на показатели годовых отчетов, не установлены.
В отношении годовой бюджетной отчетности ряда ВМО выявлены отдельные недостатки (нарушения), негативно влияющие на формирование годовой бюджетной отчетности ГАБС:
– несоответствие показателей форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств данным регистров бюджетного (бухгалтерского) учета;
– несоответствие показателей бюджетной отчетности ГАБС показателям бюджетной отчетности, составленной и представленной распорядителями и получателями бюджетных средств ВМО.
Заключения по результатам внешних проверок направлены в адрес глав и руководителей исполнительно-распорядительных органов 146 ВМО.
О результатах внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2022 год
(по состоянию на 28.04.2023)
В соответствии с п.1.19. Плана работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2023 год проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – годовые отчеты) за 2022 год (далее – внешние проверки)1 146 внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО).
Проведение внешних проверок осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом внешних проверок, а также ограничением доступа к информации, в том числе связанным с положениями п.22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
По итогам внешних проверок факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены. При этом установлены нарушения порядка составления бюджетной отчетности и применения Единого плана счетов бухгалтерского учета (по 46 ВМО), выявлены несоответствия данных форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств данным бухгалтерского учета (по 84 ВМО), а также факты, способные негативно повлиять на достоверность годового отчета (по одному ВМО).
О результатах внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2021 год
(по состоянию на 23.05.2022)
В соответствии с п.2.13. Плана работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее – КСП Москвы) на 2022 год, на основании Cоглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов (далее – годовые отчеты) 144 внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО) за 2021 год (далее – внешние проверки).
Проведение внешних проверок осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом внешних проверок, а также ограничением доступа к информации, в том числе связанным с положениями п.22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
В результате внешних проверок факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены. Вместе с тем выявлены факты, способные негативно повлиять на достоверность годовых отчетов (два факта по двум ВМО), а также несоответствия, допущенные при формировании иных форм бюджетной отчетности ВМО, не оказавшие существенного влияния на основные выводы КСП Москвы (13 фактов по 26 ВМО).
О результатах внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2020 год
(по состоянию на 31.05.2021)
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2021 год на основании Cоглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов 144 внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2020 год (далее –внешние проверки).
С содержанием обобщенной информации о результатах внешних проверок можно ознакомиться здесь, с приложением к обобщенной информации – здесь.
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2020 год на основании Cоглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 144 внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2019 год (далее – внешние проверки).
С содержанием обобщенной информации о результатах внешних проверок можно ознакомиться здесь.
О результатах внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2017 год
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее – КСП Москвы) на 2018 год на основании соглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 144 внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО) за 2017 год (далее – внешние проверки).
Внешние проверки проводились выборочным методом с применением принципа существенности в соответствии со Стандартом 3.7. «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования в городе Москве», утвержденным приказом от 29.07.2016 № 52/01-05 «Об утверждении Стандартов 3.1., 3.7.», и включали анализ, сопоставление и оценку годовой бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО в части соблюдения корректности консолидации отчетности и соотношений между формами отчетности, сопоставление показателей форм бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО с данными Главных книг.
Проведение внешних проверок осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом проверки.
Факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены.
О результатах внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2016 год
О результатах внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2012 год
В результате контрольного мероприятия установлено следующее1:
1. Внешняя проверка 122 муниципальных округов предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении 111 (91,0 процента) проверенных муниципальных округов.
При этом отчетность, которая достоверно отражает финансовое положение и исполнение бюджетов муниципальных округов за 2012 год, а также сформирована в соответствии с установленными требованиями бюджетного законодательства, правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности в Российской Федерации, представлена 29 муниципальными округами (23,8 процента), что больше показателей за 2011 год (17 ВМО) на 12 ВМО, или на 70,6 процента, а также значительно превышает показатели предыдущих лет (за 2010 год – 10 ВМО, за 2009 год – семь ВМО).
Отмечено высокое качество годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в ВМО:
- Бибирево, Восточный, Ново-Переделкино (на протяжении последних трех лет);
- Внуково, Марьина роща, Марьино, Можайский, Орехово-Борисово Южное, Раменки, Чертаново Северное, Чертаново Южное, Южнопортовое, Якиманка (за 2011 и 2012 годы).
Значительное улучшение в части формирования бюджетной отчетности по итогам исполнения бюджета за 2012 год отмечено в отношении 16 ВМО: Зябликово, Котловка, Кунцево, Молжаниновский, Нагатино-Садовники, Некрасовка, Новокосино, Очаково-Матвеевское, Северное Медведково, Северное Тушино, Солнцево, Тверской, Теплый Стан, Фили-Давыдково, Ховрино, Ярославский.
Факты, способные негативно повлиять на достоверность отчетности, установлены в отношении отчетности 82 муниципальных округов (67,2 процента), что меньше показателей за 2011 год (103 ВМО) на 21 ВМО, или на 20,4 процента.
Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов 11 муниципальных округов (9,0 процента) не предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой отчетности за 2012 год. По итогам внешней проверки годовых отчетов за 2011 год такой вывод был сделан в отношении пяти ВМО.
Низкое качество годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности на протяжении нескольких лет отмечается в ВМО Дорогомилово, Матушкино и Метрогородок.
Проведенная внешняя проверка 19 поселений не предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении всех проверенных поселений.
Факты, свидетельствующие о вероятности недостоверности бюджетной отчетности, в отношении всех проверенных ВМО не установлены.
2. Анализ фактов, способных негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности, показал:
Общий объем доходов бюджетов муниципальных округов в 2012 году2 увеличился на 1107,3 млн. рублей (на 19,2 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (5755,8 млн. рублей) и составил 6863,1 млн. рублей (с учетом возврата остатков субвенций прошлых лет), из них:
- налог на доходы физических лиц – 2457,6 млн. рублей, что на 771,5 млн. рублей (на 45,8 процента) больше, чем за 2011 год (1686,1 тыс. рублей);
- субвенции в целях реализации переданных полномочий города Москвы – 4569,0 млн. рублей, что на 407,8 млн. рублей (9,8 процента) больше, чем за 2011 год (4161,2 млн. рублей).
Общий объем доходов поселений в 2012 году составил 2800,7 млн. рублей.
Анализ источников доходов и обеспеченности местных бюджетов собственными доходами показал, что основными источниками в структуре доходов бюджетов 17 поселений в 2012 году являлись налоговые и неналоговые доходы (составили в среднем 82,5 процента3), в структуре доходов бюджетов поселений Киевский и Кленовское – безвозмездные поступления4.
В общем объеме безвозмездных поступлений в бюджеты поселений в 2012 году (489,5 млн. рублей) межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы составили 458,8 млн. рублей (93,7 процента).
3. Общий объем расходов бюджетов муниципальных округов в 2012 году увеличился на 816,4 млн. рублей (на 14,1 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (5779,5 млн. рублей) и составил 6595,9 млн. рублей.
При этом расходы в целях реализации переданных полномочий в 2012 году увеличились на 297,5 млн. рублей (на 7,3 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (4084,0 млн. рублей) и составили 4381,5 млн. рублей, из них за счет:
- средств субвенций из бюджета города Москвы – 4306,9 млн. рублей;
- собственных средств муниципальных округов – 74,6 млн. рублей, что на 41,2 процента меньше, чем в 2011 году (126,8 млн. рублей).
Объем собственных средств, направляемых муниципальными округами на выполнение переданных полномочий, снизился более чем в три раза (с 244,0 млн. рублей в 2009 году до 74,6 млн. рублей в 2012 году). В 2012 году дополнительное финансирование расходов в целях реализации переданных полномочий за счет собственных средств осуществлял 81 муниципальный округ, что на 22,1 процента меньше, чем в 2011 году (104 муниципальных округа).
По итогам отчетного финансового года бюджет исполнен с профицитом в 93 муниципальных округах (74,4 процента).
4. Общий объем расходов поселений в 2012 году составил 2579,1 млн. рублей.
В структуре расходов бюджетов поселений:
- 41,0 процента составили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (в диапазоне от 21,2 процента (поселение Внуковское) до 57,6 процента (поселение Михайлово-Ярцевское);
- 22,2 процента – расходы на общегосударственные вопросы (в диапазоне от 9,5 процента (поселение Московский) до 52,8 процента (поселение Кокошкино);
- 13,7 процента – расходы на культуру, кинематографию (в диапазоне от 3,5 процента (поселение Кокошкино) до 17,5 процента (поселение Краснопахорское).
За счет субсидий из бюджета города Москвы профинансировано 13,7 процента расходов бюджетов поселений (в диапазоне от 2,4 процента (поселение Сосенское) до 41,5 процента (поселение Роговское).
При этом расходы на жилищное хозяйство и благоустройство (876 061,6 тыс. рублей) исполнены за счет субсидий из бюджета города Москвы на 33,8 процента (296 351,7 тыс. рублей) в диапазоне от 7,2 процента (поселение Сосенское) до 85,0 процента (поселение Рязановское).
В семи поселениях (Воскресенское, Кленовское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Первомайское, Щаповское) бюджет был исполнен с дефицитом.
5. Остатки средств на счетах местных бюджетов муниципальных округов увеличились на 259,8 млн. рублей (на 31,3 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (831,3 млн. рублей) и по состоянию на 31.12.2012 составили 1091,1 млн. рублей.
В структуре остатков средств на счетах местных бюджетов значительный удельный вес (10,1 процента) по-прежнему составляли остатки средств по ВМО Сокольники (109,7 млн. рублей – средства от реализации имущества, обращенного в доход местного бюджета).
Все муниципальные округа по состоянию на 31.12.2012 имели не использованные в течение отчетного финансового года субвенции, предоставленные в целях реализации переданных государственных полномочий (в общей сумме 264,4 млн. рублей, или 24,2 процента от общей суммы остатка средств на счетах местных бюджетов). При этом наибольший показатель выявлен в ВМО Новокосино и Щукино (14,8 млн. рублей и 11,5 млн. рублей соответственно), наименьший – в ВМО Лефортово и Южнопортовое (1,9 тыс. рублей и 1,0 тыс. рублей соответственно).
Остатки средств на счетах местных бюджетов поселений по состоянию на 31.12.2012 составили 1663,6 млн. рублей (59,4 процента от общей суммы доходов за 2012 год).
В ходе анализа остатков средств выявлено, что по сравнению с началом года они увеличились на 221,7 млн. рублей (на 15,4 процента). В общем объеме остатков 6,3 процента (104,7 млн. рублей) составляют неиспользованные субсидии, полученные из бюджета города Москвы. Не использовано 22,8 процента субсидий, полученных из бюджета города Москвы, в том числе 32,4 процента субсидий, полученных на софинансирование расходных обязательств, возникающих в процессе реализации мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства.
Основные выводы:
1. По муниципальным округам результаты внешней проверки в целом позволяют сделать вывод об усилении финансовой дисциплины и о наметившейся положительной динамике в вопросах соблюдения норм бюджетного законодательства в органах местного самоуправления.
2. Анализ установленных нарушений показал, что по-прежнему их основной причиной является недостаточный уровень организации проведения контрольных процедур при составлении бюджетной отчетности получателями бюджетных средств и при формировании бюджетной отчетности на уровне главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа.
3. Выявленные нарушения и недостатки при составлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности всех 19 поселений свидетельствуют о недостаточной подготовленности структурных подразделений администраций поселений к составлению бюджетной отчетности в полном объеме (как финансовым органом, главным администратором доходов, главным распорядителем и получателем бюджетных средств), низком качестве бухгалтерского учета, слабой организации внутреннего финансового контроля.