Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия

Богданович Т.В. "Финансовое планирование и формирование бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве"

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

С 1 января 2003 года вступил в силу Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», согласно которому часть полномочий по управлению городом передана созданным внутригородским муниципальным образованиям в городе Москве (далее — ВМО), в границах которых стало осуществляться местное самоуправление. Вместе с тем до сих пор у должностных лиц исполнительных органов — муниципалитетов ВМО (далее — муниципалитеты) возникают вопросы по финансовому планированию и формированию бюджетов ВМО, которым и посвящается данная статья.

Прежде всего заметим, что представительные органы местного самоуправления и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований (муниципалитеты) на основании ст.152 БК РФ являются участниками бюджетного процесса.

Согласно ст.154 БК РФ в соответствии со своими бюджетными полномочиями муниципалитет является одновременно финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств. При этом муниципалитеты имеют подведомственных получателей бюджетных средств — муниципальные учреждения, муниципальные собрания (в том случае, если они зарегистрированы как юридические лица).

Планирование в любой организации нацелено на обеспечение общего понимания задач, стратегии и тактики для их реализации, а также количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых для выполнения этих задач.

Планирование особенно важно в условиях, когда возникает необходимость серьезных перемен в законодательстве, что, например, происходило при постепенной передаче ВМО государственных полномочий, обусловленной Законами города Москвы от 28.09.2005 г. № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее — Закон № 47), от 25.10.2006 г № 53 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства» (далее — Закон № 53) и от 26.12.2007 № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» (далее — Закон № 51). В соответствии со ст.172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Согласно ст.169, 174 БК РФ среднесрочный финансовый план — документ, содержащий основные параметры местного бюджета. Как прогноз социально-экономического развития, так и среднесрочный финансовый план в определенной степени можно рассматривать как планирование, охватывающее все аспекты развития ВМО.

В соответствии со ст.173, 174 БК РФ прогноз социально-экономического развития и среднесрочный финансовый план ВМО ежегодно разрабатываются в порядке, установленном местной администрацией, и должны быть одобрены депутатами представительного органа муниципального образования (в г.Москве представительным органом муниципального образования является муниципальное собрание). В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития должно приводиться обоснование параметров прогноза, их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Значения показателей среднесрочного финансового плана ВМО и основных показателей проекта бюджета должны соответствовать друг другу.

Следующий этап — непосредственно формирование бюджета ВМО. Проект бюджета ВМО составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с решением муниципального собрания (ст.169 БК РФ). Непосредственно проекты бюджетов ВМО составляют финансовые органы муниципалитетов (ст.171 БК РФ). Необходимо отметить, что согласно ст.33 БК РФ должен соблюдаться принцип сбалансированности бюджета. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Важный этап при формировании бюджета — прогнозирование доходов. В соответствии со ст.174.1 БК РФ доходы бюджета планируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства, а также законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы.

Основной источник доходов ВМО — налоговый доход (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который определяется для каждого ВМО по индивидуальной процентной ставке). При формировании бюджета НДФЛ подразделяется на налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, и налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой.

Другой источник доходов ВМО — прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В некоторых ВМО возникает недостаток собственных доходов (налоговый доход) для покрытия необходимых расходов. В этом случае им выделяются дотации из городского бюджета на выравнивание бюджетного обеспечения.

Следующий источник доходов ВМО, составляющий наиболее значимую долю в прогнозируемых доходах, — субвенции для осуществления переданных полномочий г.Москвы, выделяемые также как и дотации из городского бюджета. Субвенции выделяются для покрытия расходов, связанных с реализацией переданных ВМО государственных полномочий в соответствии с Законами № 47, № 53, № 51.

Далее остановимся на планировании расходов ВМО. Для бюджетов ВМО разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются следующие:

  • Общегосударственные вопросы:
    • функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
    • функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
      резервные фонды;
    • другие общегосударственные вопросы.
  • Национальная экономика:
    • связь и информатика.
  • Образование:
    • молодежная политика и оздоровление детей.
  • Культура, кинематография, средства массовой информации:
    • периодическая печать и издательства;
    • другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
  • здравоохранение, физическая культура и спорт:
    • физическая культура и спорт.
В соответствии со ст.21 БК РФ порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к обеспечению деятельности и выполнению переданных государственных полномочий органов местного самоуправления, устанавливается Минфином России. По г.Москве детализация перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов ВМО определяется Департаментом финансов города Москвы.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых производится за счет субвенций, определяются в порядке, установленном тем органом, который осуществляет составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции.

После того как составлен проект бюджета ВМО, следует не менее важный этап — его рассмотрение и утверждение. В соответствии со ст.185 БК РФ местная администрация ВМО (муниципалитет) вносит на рассмотрение представительного органа ВМО (муниципального собрания) проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа ВМО, но не позднее 15 ноября текущего года.

Одновременно с проектом бюджета в муниципальное собрание представляются в соответствии со ст.184.2 БК РФ следующие документы и материалы:

  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  • прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета) бюджета ВМО на очередной финансовый год и плановый период;
    пояснительная записка к проекту бюджета ВМО;
  • расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
  • в случае необходимости — иные документы и материалы.

Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для бюджета ВМО муниципальным правовым актом муниципального собрания в соответствии с требованиями БК РФ. Согласно ст.187 БК РФ порядок рассмотрения решения о бюджете и его утверждения должен предусматривать вступление в силу решения о бюджете с 1 января очередного финансового года.

В решении о бюджете ВМО должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета (ст.184.1 БК РФ).

При формировании, утверждении и исполнении бюджета согласно ст.36 БК РФ должен соблюдаться принцип прозрачности (открытости), который означает:
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проекта бюджета, внесенного в представительный орган ВМО, процедур рассмотрения и принятия решения по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри муниципального собрания, либо между муниципальным собранием и муниципалитетом; обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденного бюджета и отчета о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, в том числе об изменениях, вносимых в бюджет в течение финансового года.

Если решение о бюджете ВМО не вступило в силу с начала текущего финансового года, согласно ст.190 БК РФ устанавливается временное управление бюджетом:

  • муниципалитет как финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до муниципалитета как главного распорядителя бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;
  • иные показатели, определяемые решением о бюджете, применяются по тем нормативам и в том порядке, которые были установлены решением о бюджете на отчетный финансовый год.

Если решение о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года, то в течение одного месяца со дня вступления в силу такого решения муниципалитет представляет на рассмотрение и утверждение муниципального собрания проект решения о внесении изменений в решение о бюджете, уточняющего показатели с учетом исполнения бюджета за период его временного управления (ст.191 БК РФ). Указанный проект решения рассматривается и утверждается представительным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Еще один важный этап — это составление муниципалитетом как финансовым органом сводной бюджетной росписи. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете (ст.217 БК РФ). Если в течение финансового года муниципальным собранием принимаются решения о внесении изменений в бюджет ВМО, то в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до муниципалитета как главного распорядителя бюджетных средств до начала очередного финансового года (исключением является временное управление бюджетом).

Муниципалитеты, как правило, не составляют бюджетные росписи и не всегда составляют бюджетные сметы, поэтому остановимся более подробно на формировании тех документов, которые муниципалитет составляет как главный распорядитель бюджетных средств и как получатель бюджетных средств, а также на том, что составляют подведомственные получатели бюджетных средств.

Из практического опыта можно сделать вывод о том, что бюджетная роспись муниципалитета как главного распорядителя бюджетных средств по всем формулировкам и показателям совпадает со сводной бюджетной росписью муниципалитета как финансового органа. Тем не менее в соответствии со ст.219.1 БК РФ муниципалитетом как главным распорядителем бюджетных средств должна составляться бюджетная роспись, так как при формировании и исполнении бюджета ВМО необходимо соблюдать БК РФ и руководствоваться его указаниями.

Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года (исключением является временное управление бюджетом).

В соответствии со ст.221 БК РФ и приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (в ред. от 30.07.2010 № 84н) муниципалитетом как получателем бюджетных средств и другими подведомственными получателями бюджетных средств — муниципальным учреждением и муниципальным собранием (в том случае, если они имеются) — составляются бюджетные сметы. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до получателей бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств.

При формировании бюджета ВМО планирование имеет огромное значение, но на практике нередко обстоятельства диктуют свои условия. Если в ходе работы муниципалитета возникает необходимость изменения бюджета ВМО для получения наиболее оптимальных результатов работы, должностные лица муниципалитета должны иметь возможность обратиться к муниципальному собранию с предложениями и разумными объяснениями по корректировке бюджета ВМО.


Т. БОГДАНОВИЧ , советник Контрольно-счетной палаты Москвы