Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия

Контрольно-счетная палата Москвы является старейшим контрольно-счетным органом в Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что даже Счетная палата Российской Федерации на 8 месяцев младше. Работа, проводимая Контрольно-счетной палатой Москвы сравнительно новая. Среди региональных палат КСП Москвы — самая большая по численности и пользуется авторитетом у наших коллег из регионов.

Контрольно-счетная палата отличается от других органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, как по организационно-правовым принципам, так и по содержанию своей деятельности. Палата занимается предварительным, текущим и последующим финансовым контролем. Иначе говоря, осуществляет аудит бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

По итогам проверки исполнения бюджета за 2004 год и частично за 2005 мы обнаружили нарушений на сумму более 8 млрд. рублей. Указанная сумма распределяется на две, примерно, равные, части (виды нарушений): нарушения по процедуре и нарушения по сути.

Случаев неправомерного расходования средств бюджета города Москвы на финансирование федеральных структур и объектов за указанный период выявлено в денежном выражении на сумму почти 2 млрд. рублей, из которых: нарушения правил осуществления закупок для нужд города, и в первую очередь это конкурсы и аукционы, составляли более 800 млн. рублей, сверхнормативные расходы, переплаты и неположенные выплаты, а также расходы без подтверждения соответствующими документами — 1,5 млрд. рублей.

Нецелевое расходование средств выявлено на сумму более 134 млн. рублей. Наблюдаемая сегодня положительная тенденция по сокращению случаев нецелевого использования средств бюджета столицы стала возможной благодаря внедрению казначейской системы исполнения бюджета города. Но нас тревожит другая тенденция — это резкий рост неэффективного расходования средств, предварительные итоговые цифры таковы — в четыре раза увеличилось количество выявленных случаев неэффективного расходования бюджетных средств в 2005 году, что составило более чем 4,5 млрд. рублей (в прошлом году чуть больше 1 млрд. рублей).

За последнее время произошли очень важные изменения в Законе о Контрольно-счетной палате Москвы, одним из которых является определение процедуры, условий и сроков направления материалов проведенных нами проверок и обследований прокурору города Москвы.

В ноябре 2005 года мы подписали соответствующее типовое соглашение с прокуратурой города Москвы. В прошлом году мы направили четыре материала в правоохранительные органы, по некоторым уже возбуждены уголовные дела.

Представляется важным отметить, что необходимо исключать дублирование работы контрольных органов. Сегодня существует Совет по координации работы контролирующих органов, который возглавляет начальник Главного управления государственного финансового контроля города Москвы Винокурова Л.А. Деятельность Совета помогает конструктивно решать вопросы разграничения полномочий.

Тем не менее, идет административная и бюджетная реформы, реформа межбюджетных отношений, определены важнейшие Национальные проекты.

В связи с этим возникает вопрос, каковы в настоящий момент приоритеты в работе Контрольно-счетной палаты Москвы?

Первое приоритетное направление деятельности Палаты напрямую связано с объектом контрольных мероприятий. В соответствии с Законом города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы» КСП Москвы при осуществлении своих функций проводит проверки, обследования и экспертизы с целью осуществления внешнего аудита бюджетов Москвы. Палатой проводится аудит нескольких бюджетов одновременно: бюджета, который исполняется на текущий момент, бюджета, который уже исполнен, проекта бюджета на следующий год. Кроме того, существуют и другие бюджеты, которые мы проверяем, например, бюджет фонда медицинского страхования (территориальный государственный внебюджетный фонд), а также бюджеты 125-ти муниципальных образований.

Мы благодарны Московской городской Думе, которая впервые не дала нам в текущем году поручений по проверке конкретных организаций, так как прежде всего Палата должна проверять разделы и подразделы бюджета или программы, на которые идут средства бюджета, а также бюджет в целом, что является исключительной прерогативой нашей деятельности. Таким образом, становится понятно, почему КСП Москвы всячески стремится минимизировать количество объектовых проверок. Палата в первую очередь создана для того, чтобы осуществлять аудит бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. Остальные контролирующие организации, в отличие от нас, как правило, проверяют правильность и законность расходования бюджетных средств.

При планировании проверок на следующий бюджетный год нам хотелось бы полностью исключить необходимость осуществления проверок конкретных объектов — бюджетополучателей.

Еще одна стратегическая задача Палаты заключается в том, чтобы сократить участие КСП Москвы в осуществлении текущего контроля исполнения бюджета города, ограничиваясь только тем, что требует Закон, одновременно сделав упор на предварительном и последующем контроле исполнения бюджета города.

Город Москва один из немногих субъектов Российской Федерации, где в полной мере исполняется 157 статья Бюджетного кодекса, в которой определено, что должен контролировать контрольно-счетный орган субъекта РФ, в том числе проведение экспертизы проектов городских программ. В прошлом году мы провели 15 таких экспертиз. В текущем году мы будем расширять работу в данном направлении.

Следующим приоритетом в работе КСП Москвы является осуществление проверки эффективности расходования бюджетных средств. Традиционно мы занимаемся финансовым аудитом. В этом году КСП Москвы впервые будет проводить аудит эффективности: запланировано девять контрольных мероприятий, которые охватывают очень разные стороны городской жизни.

Мы уже начали проверку эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для городских нужд за 2005 год. Аналогичные проверки будут произведены и по программам промышленной деятельности и по программам, связанным с земельной реформой в столице, а также будет проведена проверка эффективности расходования бюджетных средств, направленных на решение проблем социально незащищенных категорий детей, подростков и молодежи столицы.

Близится к завершению проверка по исполнению 41 статьи Конституции Российской Федерации, которая предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи в городе. По предварительным результатам этого контрольного мероприятия уже сделаны очень серьезные выводы. До сих пор не решена главная проблема — город должен финансировать не сеть лечебно-профилактических учреждений, а медицинские услуги. Как раз качество медицинских услуг аудит эффективности и позволит выявить. Необходимо помнить, что в процессе осуществления бюджетной реформы мы должны переходить от управления затратами к управлению результатами.

Самокритично должен сказать о существенном недостатке в деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы. Суть его — перенасыщенность информационными запросами неустановленной формы в адрес органов исполнительной власти города Москвы со стороны Контрольно-счетной палаты. В этом году мы эту проблему обязательно решим. Хотя, как показывает практика, сделать это трудно, придется ломать стереотипы. Ведь еще сто лет назад была написана книга «Государственный контроль» и ее автор считал, что универсальными проблемами органов контроля являются — низкая оперативность, недостаток информации и недостаточная подготовка кадров. Преодолевая один из них, мы перешли определенную черту, теперь уже избыточность информации, запрашиваемой у проверяемых организаций, является самым большим недостатком, который снижает эффективность работы звеньев городского управления.

Вместе с тем, мы рассчитываем на конструктивную, созидательную работу с финансово-экономическим активом города, на понимание специфики работы контролеров. В этом видится залог успехов в развитии столицы.