Уважаемый Юрий Михайлович! Члены Правительства! Участники заседания!
Контрольно-счётная палата Москвы активно участвовала в подготовке вопросов, выносимых на заседание Правительства. Хотел бы сразу отметить, что я поддерживаю все положения доклада, которые прозвучали сегодня.
Цель деятельности КСП Москвы, образно говоря, служить бюджету, что также подразумевает и доведение до членов Правительства заключений Палаты по определённым вопросам.
Первый важный момент — это оптимизация расходов. В рамках этой темы, я хотел бы привлечь внимание к двум аспектам, прежде всего к программным расходам. Здесь уже говорилось о необходимости их оптимизации.
Недавно Палата завершила обследование городских программ. Не останавливаясь подробно на всех тех моментах, которые отмечены в обследовании, я считаю необходимым особое внимание обратить на следующие обстоятельства В создавшихся условиях необходимо жёстко поставить вопрос о ревизии всех программ без исключения. Для этого есть все основания. В
Кроме этого хочу обратить внимание еще на один содержательный аспект, который сегодня приобретает большое значение. Программы в большинстве случаев предусматривают непропорциональное предоставление помощи за счёт средств бюджета в пределах одной категории граждан в разных административных округах, при этом речь идёт о решении социальных вопросов, что в сегодняшних условиях это весьма нетерпимо. Пример — городская программа «Год семьи» в городе Москве. Приобретение товаров для малообеспеченных семей, детей-сирот предусмотрено только в трёх округах; финансовая помощь семейным, трудовым династиям, семьям с детьми, выпускникам интернатных учреждений — в двух округах. Городская целевая программа «Молодежь Москвы», финансовые средства по разделам «Обеспечение для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса», «дистанционное обучение подростков-инвалидов» запланированы в одном округе, «приобретение билетов, новогодних подарков» — в двух округах.
Имеются случаи непропорционального финансового обеспечения за счёт средств бюджета аналогичных групп мероприятий в разных административных округах. Максимальная разница в финансировании между округами в расчёте на одного жителя составляет: по комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2008 год, по социальной поддержке малообеспеченных граждан, выполняемой за счёт дополнительных расходов окружного уровня — 2,5 раза. Для раздела «обеспечения для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса» по программе «Молодёжь Москвы» — 42,7 раза. Существуют и другие факты, которые говорят о том, что равные возможности и одинаковые подходы к программам, в том числе социальным, не обеспечиваются.
И в этих условиях, с учётом обсуждения ранее на Правительстве вопросов, связанных с подготовкой, разработкой и реализацией программ, поддерживаю предложение М.Е. Оглоблиной о том, чтобы отчёты по каждой программе представлялись к рассмотрению на Правительстве. И уже по результатам этих отчётов необходимо принимать решение — продолжать программу или не продолжать. Кроме того, считаю, что все программы, предлагаемые к финансированию из бюджета города Москвы, должны утверждаться как целевые, будь то городские или ведомственные. Исключение могут составлять только программы, прямо предусмотренные Бюджетным кодексом — программы государственных внешних и внутренних заимствований, государственных гарантий, а также адресная инвестиционная программа.
В качестве второго важного момента по вопросу об оптимизации расходов, я хотел бы предложить мнение Коллегии Контрольно-счётной палаты относительно принятия мер по сокращению расходов бюджета на капитальное строительство и повышение эффективности использования бюджетных средств. Считаю необходимым внести изменения в существующий порядок проектной подготовки строительства объектов городского заказа в городе Москве таким образом, чтобы стоимость строительства объекта утверждалась после экспертизы сметной стоимости строительства, определённой по рабочей документации на основе локальных и объектных смет. Кроме того, следует планировать и утверждать графики разработки комплектной проектной документации с таким расчётом, чтобы до 1 июля года, предшествующего планируемому, по каждому вновь начинаемому строительству объекта адресной инвестиционной программы города уже имелась утверждённая комплектная проектная документация и сметы по рабочим чертежам, что позволит более обоснованно и достоверно определить стоимость строительства, своевременно размещать объекты городского заказа, экономить средства городского бюджета. В перспективе это позволит достичь, по расчётам Палаты, экономию ориентировочно в размерах 10% или
Также необходимо исключить из состава затрат технического заказчика резерв средств на непредвиденные затраты при строительстве объектов городского заказа (что составляет
Считаю, что по оптимизации расходов эти предложения должны быть обязательно рассмотрены и учтены.
Теперь по оптимизации, как ни странно, доходов. Считаю необходимым задуматься о смыслах фискальной политики. Поясню. В сегодняшних условиях главное — обеспечить занятость, а второе — оборотные средства для бизнеса. В своем заключении на проект бюджета 2009 года и на плановый период 2010- 2011 годов мы отмечали, что налог на доходы физических лиц в скором времени превысит налог на прибыль, причём наши расчёты делались тогда, когда ещё не так явно были выражены негативные тенденции в экономике. В сложившихся условиях обеспечить занятость — важнейшее, чем собрать налог на прибыль по той ставке, которая существует.
В проекте рассматриваемого сегодня Постановления есть рекомендация Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы до 1 июля проработать вопрос по налогам, по которым существует возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения в соответствии с федеральным законодательством. Я думаю, что надо проработать вопрос и о снижении, в пределах, конечно, полномочий региона, (а допускается снижение до 4%), налога на прибыль. Считаю, что сегодня не нужно бояться дефицита в краткосрочном периоде, — надо думать о балансе доходов и расходов в долгосрочной перспективе.
И последнее. В сегодняшних условиях вопрос о долгосрочных прямых инвестициях — это вопрос выживания и обеспечения в дальнейшем баланса доходов и расходов для города. В предыдущие годы это было проблемой, сегодня резко снизились возможности по привлечению иностранных, да и традиционных кредитов на внутреннем рынке. В этих условиях, по мнению Палаты, следует искать другие внутренние источники инвестиций.
В прошлом году, Юрий Михайлович, на одном из заседаний Правительства Вы подчёркивали, что необходимо задействовать потенциал федерального закона о концессиях. Представляется, что сегодня использование возможностей концессионных соглашений, частно — государственного партнёрства в целом по реализации крупных проектов в промышленности, по развитию инфраструктуры весьма перспективно, и, как показывает анализ, у российских компаний, управляющих, в том числе, негосударственными пенсионными фондами, есть сегодня свободные финансовые ресурсы, которые исчисляются сотнями миллиардов рублей. В условиях кризиса им нужны гарантии государства, твёрдые гарантии, чтобы их фонды «не проедала» инфляция. Сегодня эти компании ищут такие проекты, в том числе, и в первую очередь, в городе Москве. Город же нуждается, на мой взгляд, в программах строительства, как минимум, которые позволят разрешить транспортные проблемы, проблемы переработки мусора, проблемы развития снижения зависимости от импорта лекарственных препаратов.
Завершая своё выступление, я хотел бы подчеркнуть, что в целом поддерживаю постановление Правительства, но считаю необходимым его доработать с учётом мнения выступающих на сегодняшнем заседании.