Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия

Выступление Председателя КСП Москвы Двуреченских В.А. в рамках семинар-совещания на тему «Государственный аудит эффективности целей устойчивого развития государства: проблемы и опыт его реализации на региональном уровне»» 10 июня 2021 года, г.Тула


«Достижение целей устойчивого развития в фокусе приоритетов внешнего государственного финансового контроля»


Уважаемые Коллеги!

1. Почему достижение целей устойчивого развития в фокусе приоритетов внешнего государственного финансового контроля?

Чтобы ответить на этот вопрос надо понять место КСО в системе государственного контроля!

Контрольно-счетные органы – не органы внутреннего государственного финансового контроля и не контрольно-надзорные органы.

а) Контрольно-счетные органы – не органы внутреннего государственного финансового контроля.

Наше основное отличие – объект контроля. По Уставу города Москвы мы реализуем функцию контроля исполнения столичного бюджета, по федеральному законодательству и закону о КСП Москвы мы также контролируем управление имуществом.

Для КСО объектом контроля являются не органы и организации, а ПУБЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ – бюджеты, материальные и нематериальные активы.

Обращаю Ваше внимание, что есть определенная коллизия между положениями БК РФ и 6-ого ФЗ. В БК РФ (ст.266.1.) объекты государственного внешнего и внутреннего контроля одинаковы, в 6-ФЗ используется термин «проверяемые органы и организации».

Консолидированный бюджет города по состоянию на 01.05.2021 составляет порядка 3,3 трлн. рублей.  

Кроме того, Москва имеет огромный объем имущества.

По состоянию на 01.01.2021 – это 61 государственное унитарное предприятие, 98 акционерных обществ, из них в 63 город имеет 100‑процентный пакет акций.

В управлении города находятся огромные земельные ресурсы - почти 65 процентов земель, занимаемых Москвой.

Кадастровая стоимость нежилой недвижимости, находящейся в собственности города Москвы (почти 95 тыс. единиц учета) составляет свыше 2 трлн. 300 млрд. рублей.

В собственности города находится также жилая недвижимость на общую площадь 31,7 млн. кв. метров.

Кроме того, следует подчеркнуть, что Москва имеет значительный объем нематериальных активов, – к примеру, в городе функционирует 160 информационных систем.

б) Контрольно-счетные органы –  не контрольно-надзорные органы.

Имея такой объект контроля и ограниченные ресурсы, можем ли мы в полном объеме выполнять надзорные функции? Можем, но в ущерб содержанию контроля за использованием публичных ресурсов.

В этой связи следует отметить, что большинство контрольных и экспертно-аналитических мероприятий включены в план на основании требований законодательства. 378 или более 90 процентов от общего количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлены законом.

Эта картина повторяется из года в год и характерна не только для КСП Москвы, но и для всех контрольно‑счетных органов в Российской Федерации.

Из них почти половину, или 173 мероприятия, составляют экспертно‑аналитические мероприятия. Мы провели 12 экспертиз законов, 10 экспертиз нормативных правовых актов о внесении изменений в государственные программы, 144 экспертизы проектов решений о бюджетах внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

Провели 60 внешних проверок главных администраторов бюджетных средств, 144 внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов в муниципальных образованиях, аудит закупок.

Как видите, остается не так много временных и иных ресурсов, чтобы проконтролировать использование публичных ресурсов, оценив не только правомерность, но и эффективность.

Каков же выбор? В приоритете должно быть предотвращение нарушений и недостатков.

В этой ситуации должен быть определен ФОКУС, как сосредоточие, центр нашей работы.

Выбрав фокус, мы имеем шанс наилучшим образом организовать работу КСО.

Таким фокусом должно быть содействие повышению эффективности управления публичными ресурсами региона, в том числе контроль достижения целей социально-экономического развития регионов, которые во многом связаны с целями устойчивого развития, определенными ООН.

Кстати, дополнение проектом изменений 6-ого ФЗ полномочий КСО полномочием по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, подтверждает этот вывод.

Вот почему мы выбрали такую миссию – содействовать повышению качества государственного (муниципального) управления публичными ресурсами города Москвы в интересах городского сообщества на основе установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы полномочий органа внешнего государственного (муниципального) контроля.

2. Чтобы заниматься этими задачами надо решить задачу цифровой и методологической оптимизации типовых рабочих процессов.

КСП Москвы удалось это сделать в рамках выполнения переданных полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю.

Для обеспечения единых подходов, а также повышения качества реализации полномочий в КСП Москвы создана методологическая основа для осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках реализации переданных полномочий: Стандарт 3.7. «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета ВМО», Стандарт 3.10. «Экспертиза проекта решения о бюджете ВМО», Стандарт 3.11. «Мониторинг бюджетных показателей, содержащихся в формах бюджетной отчетности внутригородских муниципальных образований в городе Москве».

Опыт Контрольно-счетной палаты Москвы, сформировавшийся в ходе практической реализации переданных внутригородскими муниципальными образованиями полномочий, отражает прямую зависимость эффективности деятельности органа внешнего государственного контроля от автоматизации контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

До 2015 года в КСП Москвы действовали восемь стандартов внешней проверки, которые содержали описание инструментария, позволяющего минимально автоматизировать процесс работы с бюджетной отчетностью в части сопоставления информации, представленной в различных ее формах в части соблюдения контрольных соотношений, корректности консолидации отчетности на уровне финансового органа и главного администратора бюджетных средств, тождественности показателей отчетности данным главных книг финансового органа и получателя бюджетных средств.

Начиная с 2015 года, после ввода в действие информационно-аналитической системы КСП Москвы, автоматизация процесса работы с бюджетной отчетностью вышла на новый уровень. Общее количество анализируемых КСП Москвы форм превышает 14 000, количество проверяемых контрольных соотношений для форм одного ВМО (с учетом контрольных соотношений между формами отчетности и главными книгами) составляет несколько тысяч элементов.

Если ранее автоматизированным способом проверялось выполнение менее 50 контрольных соотношений, то в настоящее время их количество превысило несколько тысяч элементов. Разработано и внедрено 18 инструментариев, позволяющих проверять корректность составления бюджетной отчетности на основании сопоставления показателей с главными книгами.

Особенно показательна эффективность информатизации процесса работы на мониторинге бюджетных показателей ВМО. Мониторинг мы проводим в целях регулярного информирования органов местного самоуправления о ходе исполнения бюджетов ВМО, а также формирования информационной базы для последующего принятия решения о проведении контрольных мероприятий, использования данных в экспертно-аналитических мероприятиях.

На основании отчетов об исполнении бюджетов (ф.0503117) автоматически составляются расчетные таблицы по доходам, расходам и дефициту (профициту) местных бюджетов 144 ВМО, в соответствии с которыми формируется порядка 70 процентов текстового заключения с автоматической визуализацией динамики показателей (построение графиков) с соблюдением всех требований по оформлению документов в КСП Москвы.

В рамках мониторинга осуществляются сбор, систематизация и анализ на протяжении определенного времени информации об исполнении бюджетов ВМО, в том числе по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета за установленный период.

При проведении контрольных мероприятий, на основании разработанных сотрудниками КСП Москвы программных продуктов, применены новые подходы в части автоматизации формирования заключений, исходящих писем, позволяющие обеспечить единообразие и корректность вводимых данных. Использование наработок 2019 года, а также дальнейшее развитие процессов проведения внешних проверок с использованием ИАС КСП-М, позволило сократить трудозатраты на непосредственное формирование проектов заключений с 10 (в 2017 году) до шести сотрудников (в 2020 году), уменьшить срок проведения внешних проверок до одного месяца. Впервые при подготовке к проведению внешних проверок ВМО в период с 25.02.2020 по 20.03.2020 вся работа осуществлялась силами двух сотрудников.

Обеспечена автоматизация процесса формирования заключений на проекты решений о бюджетах ВМО с отражением сведений об основных показателях бюджетов ВМО и их динамики за пять лет, а также сведений о нормативных показателях бюджетов ВМО и их сопоставлением с нормативными показателями, утвержденными Законом о бюджете города Москвы.

3. Прямо или косвенно мы уже выполняем задачи, связанные с контролем достижения целей устойчивого развития. По сути, реализация программно-целевого метода бюджетирования дала импульс контролю получаемых результатов и целей, поставленных в госпрограммах. На новый уровень мы вышли с утверждением Главой государства национальных целей развития, и, в соответствии с ними, комплекса документов по их достижению на региональном уровне.

Контроль достижения принятых ООН устойчивых целей развития должен осуществляться с учетом определенных на государственном уровне рамок участия Российской Федерации и регионов. В том числе посредством встраивания задач и показателей ЦУР в систему реализации национальных целей развития.

На сегодняшний день в городе Москве реализуются региональные проекты и госпрограммы по тематике целей устойчивого развития, которые условно можно отнести к компетенции региона  Подчеркиваю, по тематике и направленности, так как, учитывая отсутствие документов, устанавливающих порядок и показатели реализации целей устойчивого развития на региональном уровне, оценить соответствие региональных документов целям объективно затруднительно.

Москва прошла сертификацию по международному стандарту ISO 37120-2018 «Устойчивые города и сообщества», устанавливающему основные показатели качества жизни и оказания городских услуг, и подтвердила свое соответствие мировым требованиям к уровню жизни и развитию города.

Стандарт ISO 37120 учитывает большинство показателей, отражающих стремление города к достижению целей устойчивого развития ООН – от эффективности использования ресурсов до уровня развития городской инфраструктуры и систем городского управления.

Данный стандарт внедрили или внедряют более 100 городов в 35 странах мира. Среди мегаполисов, сертифицированных по ISO 37120, – Лондон, Дубай, Барселона, Амстердам, Сидней и Торонто.

4. Контрольно-счетной палатой Москвы при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в обязательном порядке учитываются вопросы достижения приоритетов развития, как страны, так и города.

Особо хочу отметить, мониторинг исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве.

Наша задача – контроль достижения показателей в ходе выполнения тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, наряду c анализом выполнения требований других документов в подконтрольных областях.

Консолидация результатов контроля также осуществляется в рамках реализации полномочий «бюджетного цикла» (задачи регулируются распорядительными документами об их организации): экспертиз законов о бюджете (об изменении бюджета) на очередной финансовый год и плановый период; об исполнении бюджетов; проектов государственных программ (их актуализации); ежеквартального мониторинга исполнения бюджетов и социально-экономического развития города Москвы; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Реализованный в КСП Москвы подход позволил, например, в 2019-2021 годах охватить тематику целей устойчивого развития.

5. Разработка Счетной палатой рекомендаций по организации контроля достижения целей устойчивого развития на региональном уровне с учетом четкого разделения вопросов, рассматриваемых на федеральном и региональном уровне, и специфики текущей деятельности КСО позволит сориентировать контрольно-счетные органы регионов в работе по данному направлению. 

С презентацией к докладу можно ознакомиться здесь.