Выступление Председателя КСП Москвы Двуреченских В.А. в рамках совещания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации на тему: «О приоритетах внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне», 22 декабря 2021 года, г.Москва
«Актуальные вопросы развития цифровой экосистемы государственного аудита в России»
Уважаемая Валентина Ивановна, сенаторы!
Уважаемый Алексей Леонидович, коллеги!
Изменения в деле законодательного обеспечения внешнего публичного контроля создают необходимые условия для нового этапа развития контрольно-счетных органов.
Новый этап требует оптимизации ресурсов и пересмотра приоритетов в деятельности КСО.
Две веские причины для такой постановки вопросов:
1. Существенное расширение полномочий при ограниченных ресурсах.
2. Цифровизация системы государственного управления.
Убежден, что преодоление этих вызовов возможно в рамках реализации модели экосистемы государственного аудита при ведущей роли Счетной палата Российской Федерации.
Предусмотренное новой редакции закона право постоянного доступа контрольно-счетных органов к государственным и муниципальным информационным системам безусловно важнейшая составляющая этой модели.
Сегодня КСО регионов и муниципалитетов работает в условиях ресурсного неравенства как кадрового, так и информационно-технического.
При равенстве законодательно установленных полномочий 35 из 85 контрольно-счетных органов (практически половина) имеют численность менее 30 человек.
В подавляющем большинстве КСО процедуры на всех этапах осуществления контроля не автоматизированы или автоматизированы частично.
Около половины КСО имеют удаленный доступ к федеральным или региональным информационным системам.
Вычислительные мощности для автоматизированной обработки больших массивов данных присутствуют в малой части КСО.
В большинстве КСО нет условий для привлечения специалистов в области цифровизации в связи с ограниченным штатом, отсутствием возможности предложить заработную плату на уровне соответствующей рынку труда.
В ряде регионов нет финансовых возможностей для создания необходимой материально-технической базы КСО и формирования их оптимальной численности.
Следует особо подчеркнуть, что в документах стратегического планирования цифровой трансформации государственного управления соответствующие мероприятия в части регионального и муниципального государственного аудита на сегодняшний день отсутствуют.
Соответственно цели и финансирование не предусмотрены.
В Федеральном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» ожидаемые результаты установлены только для Счетной палаты Российской Федерации.
В процессе создания (модернизации, адаптации) государственных информационных систем не предусмотрена обязательность учета требований органов публичного аудита как по составу сведений, так и по полноте доступа.
Место и роль контрольно-счетных органов в национальной системе управления данными (проект закона подготовлен Минэкономразвития, срок завершения независимой антикоррупционой экспертизы – 14.12.2021) не определены.
Контрольно-счетные органы оказались, по сути, за пределами организованных процессов цифровой трансформации.
Для устранения этих препятствий и создания полноценной экосистемы государственного аудита, на наш взгляд, необходимо:
Первое. Предусмотреть в документах стратегического развития Российской Федерации, которые являются основой для формирования соответствующих документации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе, в Федеральном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации», ожидаемые результаты по цифровизации (автоматизации) полномочий контрольно-счетных органов.
При создании и развитии информационных систем публичного сектора учитывать «интересы» контрольно-счетных органов.
При координирующей роли Счетной палаты Российской Федерации с участием сообщества КСО обеспечить разработку «дорожной карты» создания цифровой экосистемы государственного аудита, где зафиксировать целевые показатели и ресурсную потребность.
Особо важный вопрос – централизация обработки данных в интересах государственного аудита (в том числе «больших» данных).
Наиболее оптимальным представляется вариант создания единого Центра обработки данных для всей системы публичного аудита.
Второе. В целях определения обоснованного, подчеркиваю, объема ресурсного обеспечения контрольно-счетных органов необходимо разработать и учитывать при определении объемов расходных обязательств минимальные требования к созданию доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места контролёра.
Провести обследования КСО на предмет наличия соответствующих условий для выполнения этих требований.
Финансовое обеспечение расходов на доведение обеспеченности КСО до минимальных требований, в том числе учитывать при определении объемов межбюджетных трансфертов дотационным публично-правовым образованиям.
В заключение, учитывая формат мероприятия, просим поддержку Совета Федерации в части:
– законодательного регулирования вопросов цифровизации деятельности контрольно-счетных органов;
– работы с руководителями регионов по учету государственного аудита в региональных программах цифрового развития, выделения финансирования для обеспечения КСО современным оборудованием, оплаты телекоммуникационных услуг, а также адаптации региональных информационных систем в интересах КСО.
Фильмы
20-летие КСП Москвы
Фильм, посвященный 20-летию Контрольно-счетной палаты Москвы, «ТВ Центр»
События. 25 час
Интервью Председателя КСП Москвы программе «События. 25 час»
Москва 24. Интервью с Двуреченских В.А.
Интервью Председателя КСП Москвы телеканалу «Москва 24»
Счетной палате столицы 18 лет
Фильм, посвященный 18-летию Контрольно-счетной палаты Москвы, «ТВ Центр»