XIX Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ):
Принимая во внимание, что законное и эффективное использование государственных средств и ресурсов представляет собой одну из важнейших предпосылок для должного обращения с государственными финансами и эффективности решений ответственных органов,
Принимая во внимание, что в Лимской декларации руководящих принципов контроля (Лимская декларация) установлено, что высшие органы финансового контроля (ВОФК) могут выполнять свои задачи, только если они независимы от проверяемой организации и защищены от внешнего влияния,
Принимая во внимание, что для достижения этой цели при любой здоровой демократии каждая страна должна иметь ВОФК, независимость которого гарантируется законом,
Принимая во внимание то, что Лимская декларация признает, что государственные институты не могут быть абсолютно независимы, и что в ней далее признается, что ВОФК должны иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для осуществления их мандата,
Принимая во внимание, что применяя принципы независимости, ВОФК могут достигнуть независимости различными средствами при помощи различных защитных мер.
Принимая во внимание, что практические положения, включенные в настоящий документ, служат для иллюстрации принципов и считаются идеальными для независимого ВОФК; признается, что ни один из ВОФК в данный момент не выполняет всех из этих практических положений, и, следовательно, в сопроводительных руководствах представлены другие передовые методы достижения независимости.
Постановил:
Принять, опубликовать и распространить документ под названием «Мексиканская декларация независимости»
Общие положения
Высшие органы финансового контроля в общем признают восемь основных принципов, которые вытекают из Лимской декларации и решений, принятых на XVII Конгрессе ИНТОСАИ (в Сеуле, Корея), как важнейшие требования к должному аудиту государственного сектора.
Принцип 1
Существование соответствующих и эффективных конституциональных / уставных / юридических рамок и положения по применению этих рамок де-факто
Необходимо законодательство, в котором бы подробно описывалась степень независимости ВОФК.
Принцип 2
Независимость глав и членов ВОФК (коллегиальных институтов), включая безопасность пребывания в должности и юридические иммунитеты при нормальном выполнении их обязанностей
В действующем законодательстве определены условия для назначения, повторного назначения, трудоустройства, увольнения и ухода на пенсию главы ВОФК и членов коллегиальных институтов, которые
• назначаются, повторно назначаются или увольняются посредством процесса, который гарантирует их независимость от исполнительной власти (см. Международные стандарты для ВОФК 11, Указания и рекомендуемые практики, связанные с независимостью ВОФК);
• получают назначения с достаточно длительными и фиксированными сроками, чтобы позволить им выполнять свои мандаты без опасения мер воздействия; и
• обладают иммунитетом перед любым преследованием за какое-либо действие, в прошлом или настоящем, которое вытекает из нормального выполнения их обязанностей, в зависимости от ситуации.
Принцип 3
Достаточно широкий мандат и полное право принимать решения, при выполнении функций ВОФК
ВОФК должны быть уполномочены для проведения аудита
• использования государственных средств, ресурсов или активов получателем или выгодоприобретателем, вне зависимости от их юридической природы;
• сбора доходов, являющихся долгом перед правительством или государственными учреждениями;
• законности и соответствия требованиям счетов правительства или государственных учреждений;
• качества финансового управления и отчетности; и
• рентабельности, эффективности и результативности действий правительства или государственных учреждений.
За исключением случаев, когда это специально требуется согласно законодательству, ВОФК не проводят аудит политики правительства или государственных учреждений, но ограничиваются аудитом воплощения политики. Соблюдая законы, приведенные в действие законодательной властью и применимые к ним, ВОФК свободны от указаний или вмешательства со стороны законодательной или исполнительной власти в
• выборе вопросов аудита;
• планировании, программировании, проведении, отчетности и продолжении своих аудитов;
• организации и содержании своего офиса; и
• выполнении своих решений, если применение санкций входит в их мандат.
ВОФК никаким образом не должны быть задействованы или замечены в управлении организаций, аудит которых они проводят.
ВОФК должны гарантировать, что их персонал не устанавливает слишком тесных связей с учреждениями, аудит которых они проводят, таким образом, они остаются объективными и выглядят объективными.
ВОФК должны иметь полное право принятия решений при выполнении своих обязанностей, они должны сотрудничать с правительствами или государственными учреждениями, которые стремятся улучшить использование и управление государственными средствами.
ВОФК должны использовать соответствующие стандарты работы и аудита, а также этический кодекс, основанный на официальных документах ИНТОСАИ, Международной федерации бухгалтеров или других признанных органов, полномочных устанавливать стандарты.
ВОФК должны предоставлять ежегодные отчеты о результатах деятельности органам законодательной власти или другим государственным органам — согласно требованиям конституции, уставов или законодательства, — а также делать эти отчеты доступными для общественности.
Принцип 4
Неограниченный доступ к информации
ВОФК должны иметь соответствующие полномочия для получения своевременного, беспрепятственного, непосредственного и свободного доступа ко всем необходимым документам и информации для соответствующего выполнения своих уставных обязанностей.
Принцип 5
Право и обязанность отчитываться о своей работе
ВОФК не должны иметь ограничений в отчетности по результатам своей аудиторской работы. От них должно требоваться по закону как минимум раз в год отчитываться по результатам своей аудиторской деятельности.
Принцип 6
Свобода принимать решения относительно содержания и временных рамок аудиторских отчетов, публиковать и распространять их
ВОФК имеют право принимать решения относительно содержания своих аудиторских отчетов.
ВОФК имеют право представлять в своих аудиторских отчетах наблюдения и рекомендации, соответствующим образом принимая во внимание мнение проверяемой организации.
В законодательстве указаны минимальные требования к аудиторской отчетности ВОФК и, при необходимости, конкретные вопросы, по которым должны быть оформлены официальное аудиторское заключение или сертификат.
ВОФК имеют право принимать решения относительно временных рамок своих аудиторских отчетов, за исключением случаев, когда те или иные требования к отчетности предписаны законом.
ВОФК могут подавать определенные запросы на расследования или аудиты законодательной властью в целом или одной из ее комиссий, или правительством.
ВОФК имеют право публиковать и распространять свои отчеты, после того как они официально представлены или поданы в соответствующий орган — согласно требованиям закона.
Принцип 7
Существование эффективных механизмов последующих мероприятий по рекомендациям ВОФК
ВОФК представляют свои отчеты Законодательной власти, одной из ее комиссий или управляющему органу проверяемой организации, в зависимости от ситуации, для проверки и последующих мероприятий по тем или иным рекомендациям для осуществления исправительных действий.
ВОФК имеют свою собственную внутреннюю систему последующих мероприятий, обеспечивающих, чтобы проверяемые органы должным образом реагировали на их выводы и рекомендации, а также на выводы и рекомендации, сделанные законодательной властью, одной из ее комиссий или управляющим органом проверяемой организации, в зависимости от ситуации.
ВОФК представляют свои отчеты о принятых мерах законодательной власти, одной из ее комиссий или управляющему совету ВОФК, в зависимости от ситуации, для рассмотрения и осуществления действий, даже если ВОФК обладают собственными законодательно установленными полномочиями для последующих мероприятий и санкций.
Принцип 8
Финансовая и управленческая административная автономия и доступность соответствующих человеческих, материальных и денежных ресурсов
ВОФК должны иметь необходимые и разумные кадровые, материальные и денежные ресурсы — и исполнительная власть не должна контролировать или направлять доступ к этим ресурсам. ВОФК управляют своим собственным бюджетом и распределяют его соответствующим образом.
Законодательная власть или одна из ее комиссий отвечает за обеспечение того, чтобы у ВОФК были соответствующие ресурсы для выполнения своего мандата.
ВОФК имеют право непосредственно обращаться к законодательной власти, если предоставленных ресурсов недостаточно для выполнения ими своих мандатов.
XIX Конгресс INTOSAI, ноябрь 2007 года
г.Мехико, Мексиканские Соединенные Штаты