Принята IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, принимая настоящую Декларацию, стремится тем самым заложить основу для объединения усилий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию единой системы всеобъемлющего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации. Создание такой системы позволит в полном соответствии с принципом бюджетного федерализма, закрепленным Конституцией Российской Федерации, охватить внешним и внутренним контролем управление всеми государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами, что в свою очередь будет способствовать укреплению государственности, социально-экономическому развитию общества и обеспечению достойного уровня жизни граждан России.
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, рассматривая контрольно-счетные органы в качестве органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, заявляет о своей приверженности принципам и целям организации государственного финансового контроля, которые признаны развитыми демократическими странами и зафиксированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 году), а также в Декларации об общих принципах деятельности высших органов финансового контроля государств — участников Содружества Независимых Государств (принята в г. Киеве 8 июня 2001 года).
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, опираясь на Лимскую декларацию, согласно которой все управление общественными средствами должно подлежать объективному, гласному, независимому от органов, распоряжающихся этими средствами, внешнему контролю и признавая необходимость внутреннего финансового контроля, считает, что именно внешнему финансовому контролю как наиболее объективному и независимому, позволяющему комплексно охватить все государственные и муниципальные ресурсы, принадлежит ведущая роль в создаваемой системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
1.2. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.
1.3. Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.
1.4. Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.
Результативность предполагает не только предупреждение, выявление, пресечение фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, но и устранение порождающих их причин и условий, аудит эффективности системы управления государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами и выработку предложений по ее совершенствованию.
Действенность выражается в совокупности мер, принятых органами власти и подконтрольными организациями по результатам контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и других мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами.
Экономичность означает, что контрольно-счетные органы должны служить примером целевого и экономичного использования бюджетных средств, выделяемых на их деятельность. Контрольно-счетные органы должны добиваться высокой результативности и действенности своей работы при минимальных затратах сил и средств. Вместе с тем экономичность должна сочетаться с необходимым уровнем материально-технического и информационного обеспечения контрольно-счетных органов и не наносить ущерб полноте и объективности их деятельности.
Эффективность в широком смысле слова означает обеспечение экономической безопасности государства, динамичного развития экономики и рационального использования всех видов государственных и муниципальных ресурсов.
2. Основные принципы деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации
2.1. Принцип законности
Принцип законности предполагает:
2.2. Принцип независимости
Организационная, функциональная и финансовая независимость контрольно-счетных органов должна быть закреплена законодательно и предполагает:
2.3. Принцип объективности
Принцип объективности предполагает:
2.4. Принцип системности
Принцип системности предполагает:
2.5. Принцип гласности
Принцип гласности предусматривает:
2.6. Принцип ответственности
Принцип ответственности предполагает:
2.7. Принцип профессионализма
Принцип профессионализма предполагает:
2.8. Принцип соблюдения профессиональной этики
Принцип соблюдения профессиональной этики предполагает:
3. Заключительные положения
3.1. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации выражает надежду, что настоящая Декларация будет способствовать оптимизации деятельности контрольно-счетных органов и найдет понимание и поддержку со стороны руководителей органов законодательной и исполнительной власти.
3.2. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации считает, что реализация принципов настоящей Декларации должна осуществляться одновременно с созданием единой, функционально структурированной системы органов финансового контроля Российской Федерации. Такая система будет способна успешно функционировать в экономических условиях современной России и станет неотъемлемой составной частью правового демократического государства.
5 декабря 2002 года
Звездный городок,
Московская область