Главная / Деятельность / Контроль местных бюджетов / Деятельность / Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местных бюджетов

Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местных бюджетов

О результатах внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2016 год
(по состоянию на 28.04.2017)

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее – КСП Москвы) на 2017 год на основании соглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 144 внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО) за 2016 год (далее – внешние проверки).

Внешние проверки проводились выборочным методом с применением принципа существенности в соответствии со Стандартом 3.7. «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования в городе Москве», утвержденным приказом от 29.07.2016 № 52/01-05, и включали, в том числе, анализ, сопоставление и оценку годовой бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО в части соблюдения корректности консолидации отчетности и соотношений между формами отчетности, сопоставление показателей форм бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО с данными Главных книг.

Проведение внешних проверок осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом проверки.

Факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены.



О результатах внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2015 год
(по состоянию на 05.05.2016)

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее – КСП Москвы) на 2016 год на основании соглашений об осуществлении внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО) и о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов 144 ВМО за 2015 год (далее – внешняя проверка).

Внешняя проверка проводилась выборочным методом с применением принципа существенности и включала анализ, сопоставление и оценку годовой бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО, сопоставление показателей форм бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО с данными Главных книг и других материалов.

Проведение внешней проверки осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом проверки.

Факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены.




О результатах внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве за 2014 год
(по состоянию на 17.06.2015)

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее – КСП Москвы) на 2015 год на основании соглашений об осуществлении внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее –ВМО) и о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов 144 ВМО за 2014 год (далее –внешняя проверка).

Внешняя проверка проводилась выборочным методом с применением принципа существенности и включала анализ, сопоставление и оценку годовой бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО, сопоставление показателей форм бюджетной отчетности субъектов бюджетной отчетности ВМО с данными Главных книг и других материалов.

Проведение внешней проверки осуществлялось при наличии ограничений, связанных с камеральным способом проверки.

По итогам внешней проверки факты неполноты и недостоверности годовых отчетов не выявлены.

По результатам внешней проверки подготовлены и направлены в адрес представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления заключения на годовые отчеты.





О результатах  внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований  в городе Москве за 2013 год
(по состоянию на 27.06.2014)

В результате контрольного мероприятия установлено следующее:

1. Внешняя проверка 144 внутригородских муниципальных образований (125 муниципальных округов и 19 поселений, далее — ВМО) предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении 142 ВМО (98,6 процента от общего количества проверенных ВМО).

При этом отчетность, которая достоверно отражает финансовое положение и исполнение бюджетов ВМО за 2013 год, а также сформирована в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н1 и от 25.03.2011 № 33н2, представлена 42 ВМО (41 муниципальный округ и одно поселение). В отношении муниципальных округов приведенный показатель больше аналогичного показателя за 2012 год (29 муниципальных округов) на 12 муниципальных округов, или на 41,4 процента, а также значительно превышает показатели предыдущих периодов.

Факты, способные негативно повлиять на достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности, установлены в отношении отчетности 100 ВМО (69,4 процента от общего количества проверенных ВМО), из них 83 муниципальных округа и 17 поселений.

Не предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой отчетности за 2013 год во всех существенных отношениях внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов двух ВМО (муниципальный округ Метрогородок и поселение Московский) (1,4 процента от общего количества проверенных ВМО). По итогам внешней проверки годовых отчетов за 2012 год такой вывод был сделан в отношении 30 ВМО (11 муниципальных округов и 19 поселений).

Основными причинами, по которым не представилось возможным выразить мнение о достоверности годовой бюджетной отчетности, явились: представление отчетности не в полном объеме, без учета требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы; несоблюдение принципов и правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

Отмечено высокое качество подготовки годовой бюджетной отчетности в 18 ВМО: муниципальных округах Восточный, Ново-Переделкино, Внуково, Можайский, Раменки, Чертаново Северное, Северный, Чертаново Южное, Якиманка, Кунцево, Очаково-Матвеевское, Солнцево, Фили-Давыдково, Молжаниновский, Северное Тушино, Тверской, Теплый Стан, поселении Кокошкино.

Значительное улучшение в части формирования бюджетной отчетности по итогам исполнения бюджета отмечено в отношении 24 муниципальных округов: Измайлово, Косино-Ухтомский, Преображенское, Крылатское, Проспект Вернадского, Тропарево-Никулино, Филевский парк, Войковский, Дмитровский, Коптево, Савеловский, Тимирязевский, Хорошевский, Алексеевский, Куркино, Строгино, Хорошево-Мневники, Южное Тушино, Красносельский, Мещанский, Пресненское, Чертаново Центральное, Обручевский, Южное Бутово.

2. Общий объем доходов бюджетов ВМО в 2013 году составил 8415,1 млн. рублей, из них 5057,4 млн. рублей, или 60,1 процента — доходы бюджетов муниципальных округов и 3357,7 млн. рублей, или 39,9 процента — доходы бюджетов поселений.

На долю налоговых и неналоговых доходов бюджетов ВМО приходится 51,6 процента (4343,9 млн. рублей) от общего объема доходов.

Доля межбюджетных трансфертов в виде субвенций, субсидий и иных безвозмездных поступлений составила 48,4 процента (4067,3 млн. рублей) (с учетом возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет в объеме 305,8 млн. рублей со знаком «минус»).

В общем объеме налоговых доходов ВМО (3995,8 млн. рублей) налоговые доходы муниципальных округов составляют — 50,7 процента (2024,2 млн. рублей), налоговые доходы поселений — 49,3 процента (1971,6 млн. рублей).

В составе неналоговых доходов ВМО 95,7 процента составляют неналоговые доходы поселений (333,3 млн. рублей).

В общем объеме субвенций ВМО доля субвенций муниципальных округов составила 99,7 процента (3102,4 млн. рублей).

Субсидии в основном предоставлялись бюджетам поселений (1072,3 млн. рублей) — 85,1 процента от общего объема субсидий ВМО.

3. Общий объем расходов бюджетов ВМО в 2013 году составил 8959,8 млн. рублей.

В общем объеме расходов по всем ВМО наибольшую долю составляют расходы на общегосударственные вопросы — 44,9 процента (4022,0 млн. рублей). Расходы на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) составляют 29,0 процента (2602,0 млн. рублей).

3.1. Общий объем расходов бюджетов муниципальных округов за 2013 год составил 5271,5 млн. рублей, что на 1324,4 млн. рублей (на 20,1 процента) меньше аналогичного показателя за 2012 год (6595,9 млн. рублей).

Наибольший объем расходов бюджетов муниципальных округов составляют расходы на общегосударственные вопросы — 3216,5 млн. рублей. Объем расходов на физическую культуру и спорт составил 876,9 млн. рублей, на образование — 817,6 млн. рублей.

Расходы в целях реализации переданных полномочий в 2013 году по сравнению с показателем за 2012 год (4381,6 млн. рублей) уменьшились на 1326,5 млн. рублей (на 30,3 процента) и составили 3055,1 млн. рублей, из них:

— за счет средств субвенций из бюджета города Москвы —2993,4 млн. рублей, что на 30,5 процента меньше, чем в 2012 году (4306,9 млн. рублей);

— за счет собственных средств муниципальных округов —61,7 млн. рублей, что на 17,3 процента меньше, чем в 2012 году (74,6 млн. рублей).

Снижение обусловлено завершением реализации переданных отдельных государственных полномочий города Москвы 58 ВМО в соответствии с Законом города Москвы от 06.02.2013 № 8 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы» (с 01.05.2013).

3.2. Общий объем расходов бюджетов поселений за 2013 год составил 3688,3 млн. рублей. Наибольший объем расходов бюджетов поселений составили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство —1724,9 млн. рублей (46,8 процента) — в диапазоне от 26,0 млн. рублей (поселение Внуковское) до 100,6 млн. рублей (поселение Роговское).

Следует отметить, что 49,0 процента расходов поселений на жилищно-коммунальное хозяйство осуществлялось за счет средств субсидий из бюджета города Москвы (844,4 млн. рублей).

Объем расходов бюджетов поселений на общегосударственные вопросы составил 805,5 млн. рублей (21,8 процента), на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) — 773,9 млн. рублей (21,0 процента).

4. По итогам отчетного финансового года бюджет исполнен с дефицитом в 85 ВМО (59,0 процента от общего количества ВМО), из них 78 муниципальных округов и семь поселений.

Остатки средств на счетах местных бюджетов составили 2210,0 млн. рублей, из них остатки средств на счетах бюджетов: поселений — 1333,0 млн. рублей (60,3 процента от общего объема остатков бюджетов ВМО), муниципальных округов — 877,0 млн. рублей (39,7 процента от общего объема остатков бюджетов ВМО).

5. По состоянию на 27.06.2014 в Контрольно-счетную палату Москвы (далее — КСП Москвы) поступила информация от 71 ВМО о рассмотрении заключений по результатам внешней проверки. Замечания КСП Москвы приняты к сведению в 15 ВМО; выявленные недостатки устранены в 45 ВМО; меры, направленные на усиление контрольных функций, приняты в 11 ВМО.

Основные выводы:

Результаты внешней проверки в целом свидетельствуют об улучшении качества предоставленной годовой бюджетной отчетности ВМО.

[1] «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Инструкция от 28.12.2010 № 191н).
[2]  «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Инструкция от 25.03.2011 № 33н).




О результатах  внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований  в городе Москве за 2012 год

В результате контрольного мероприятия установлено следующее1:

1. Внешняя проверка 122 муниципальных округов предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении 111 (91,0 процента) проверенных муниципальных округов.

При этом отчетность, которая достоверно отражает финансовое положение и исполнение бюджетов муниципальных округов за 2012 год, а также сформирована в соответствии с установленными требованиями бюджетного законодательства, правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности в Российской Федерации, представлена 29 муниципальными округами (23,8 процента), что больше показателей за 2011 год (17 ВМО) на 12 ВМО, или на 70,6 процента, а также значительно превышает показатели предыдущих лет (за 2010 год – 10 ВМО, за 2009 год – семь ВМО).

Отмечено высокое качество годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в ВМО:
- Бибирево, Восточный, Ново-Переделкино (на протяжении последних трех лет);
- Внуково, Марьина роща, Марьино, Можайский, Орехово-Борисово Южное, Раменки, Чертаново Северное, Чертаново Южное, Южнопортовое, Якиманка (за 2011 и 2012 годы).

Значительное улучшение в части формирования бюджетной отчетности по итогам исполнения бюджета за 2012 год отмечено в отношении 16 ВМО: Зябликово, Котловка, Кунцево, Молжаниновский, Нагатино-Садовники, Некрасовка, Новокосино, Очаково-Матвеевское, Северное Медведково, Северное Тушино, Солнцево, Тверской, Теплый Стан, Фили-Давыдково, Ховрино, Ярославский.

Факты, способные негативно повлиять на достоверность отчетности, установлены в отношении отчетности 82 муниципальных округов (67,2 процента), что меньше показателей за 2011 год (103 ВМО) на 21 ВМО, или на 20,4 процента.

Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов 11 муниципальных округов (9,0 процента) не предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой отчетности за 2012 год. По итогам внешней проверки годовых отчетов за 2011 год такой вывод был сделан в отношении пяти ВМО.

Низкое качество годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности на протяжении нескольких лет отмечается в ВМО Дорогомилово, Матушкино и Метрогородок.

Проведенная внешняя проверка 19 поселений не предоставила достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении всех проверенных поселений.

Факты, свидетельствующие о вероятности недостоверности бюджетной отчетности, в отношении всех проверенных ВМО не установлены.

2. Анализ фактов, способных негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности, показал:

Общий объем доходов бюджетов муниципальных округов в 2012 году2 увеличился на 1107,3 млн. рублей (на 19,2 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (5755,8 млн. рублей) и составил 6863,1 млн. рублей (с учетом возврата остатков субвенций прошлых лет), из них:
- налог на доходы физических лиц – 2457,6 млн. рублей, что на 771,5 млн. рублей (на 45,8 процента) больше, чем за 2011 год (1686,1 тыс. рублей);
- субвенции в целях реализации переданных полномочий города Москвы – 4569,0 млн. рублей, что на 407,8 млн. рублей (9,8 процента) больше, чем за 2011 год (4161,2 млн. рублей).

Общий объем доходов поселений в 2012 году составил 2800,7 млн. рублей.

Анализ источников доходов и обеспеченности местных бюджетов собственными доходами показал, что основными источниками в структуре доходов бюджетов 17 поселений в 2012 году являлись налоговые и неналоговые доходы (составили в среднем 82,5 процента3), в структуре доходов бюджетов поселений Киевский и Кленовское – безвозмездные поступления4.

В общем объеме безвозмездных поступлений в бюджеты поселений в 2012 году (489,5 млн. рублей) межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы составили 458,8 млн. рублей (93,7 процента).

3. Общий объем расходов бюджетов муниципальных округов в 2012 году увеличился на 816,4 млн. рублей (на 14,1 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (5779,5 млн. рублей) и составил 6595,9 млн. рублей.

При этом расходы в целях реализации переданных полномочий в 2012 году увеличились на 297,5 млн. рублей (на 7,3 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (4084,0 млн. рублей) и составили 4381,5 млн. рублей, из них за счет:
- средств субвенций из бюджета города Москвы – 4306,9 млн. рублей;
- собственных средств муниципальных округов – 74,6 млн. рублей, что на 41,2 процента меньше, чем в 2011 году (126,8 млн. рублей).
Объем собственных средств, направляемых муниципальными округами на выполнение переданных полномочий, снизился более чем в три раза (с 244,0 млн. рублей в 2009 году до 74,6 млн. рублей в 2012 году). В 2012 году дополнительное финансирование расходов в целях реализации переданных полномочий за счет собственных средств осуществлял 81 муниципальный округ, что на 22,1 процента меньше, чем в 2011 году (104 муниципальных округа).

По итогам отчетного финансового года бюджет исполнен с профицитом в 93 муниципальных округах (74,4 процента).


4. Общий объем расходов поселений в 2012 году составил 2579,1 млн. рублей.

В структуре расходов бюджетов поселений:

- 41,0 процента составили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (в диапазоне от 21,2 процента (поселение Внуковское) до 57,6 процента (поселение Михайлово-Ярцевское);

- 22,2 процента – расходы на общегосударственные вопросы (в диапазоне от 9,5 процента (поселение Московский) до 52,8 процента (поселение Кокошкино);

- 13,7 процента – расходы на культуру, кинематографию (в диапазоне от 3,5 процента (поселение Кокошкино) до 17,5 процента (поселение Краснопахорское).

За счет субсидий из бюджета города Москвы профинансировано 13,7 процента расходов бюджетов поселений (в диапазоне от 2,4 процента (поселение Сосенское) до 41,5 процента (поселение Роговское).

При этом расходы на жилищное хозяйство и благоустройство (876 061,6 тыс. рублей) исполнены за счет субсидий из бюджета города Москвы на 33,8 процента (296 351,7 тыс. рублей) в диапазоне от 7,2 процента (поселение Сосенское) до 85,0 процента (поселение Рязановское).

В семи поселениях (Воскресенское, Кленовское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Первомайское, Щаповское) бюджет был исполнен с дефицитом.

5. Остатки средств на счетах местных бюджетов муниципальных округов увеличились на 259,8 млн. рублей (на 31,3 процента) по сравнению с показателем за 2011 год (831,3 млн. рублей) и по состоянию на 31.12.2012 составили 1091,1 млн. рублей.

В структуре остатков средств на счетах местных бюджетов значительный удельный вес (10,1 процента) по-прежнему составляли остатки средств по ВМО Сокольники (109,7 млн. рублей – средства от реализации имущества, обращенного в доход местного бюджета).

Все муниципальные округа по состоянию на 31.12.2012 имели не использованные в течение отчетного финансового года субвенции, предоставленные в целях реализации переданных государственных полномочий (в общей сумме 264,4 млн. рублей, или 24,2 процента от общей суммы остатка средств на счетах местных бюджетов). При этом наибольший показатель выявлен в ВМО Новокосино и Щукино (14,8 млн. рублей и 11,5 млн. рублей соответственно), наименьший – в ВМО Лефортово и Южнопортовое (1,9 тыс. рублей и 1,0 тыс. рублей соответственно).

Остатки средств на счетах местных бюджетов поселений по состоянию на 31.12.2012 составили 1663,6 млн. рублей (59,4 процента от общей суммы доходов за 2012 год).

В ходе анализа остатков средств выявлено, что по сравнению с началом года они увеличились на 221,7 млн. рублей (на 15,4 процента). В общем объеме остатков 6,3 процента (104,7 млн. рублей) составляют неиспользованные субсидии, полученные из бюджета города Москвы. Не использовано 22,8 процента субсидий, полученных из бюджета города Москвы, в том числе 32,4 процента субсидий, полученных на софинансирование расходных обязательств, возникающих в процессе реализации мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства.       

Основные выводы:
1. По муниципальным округам результаты внешней проверки в целом позволяют сделать вывод об усилении финансовой дисциплины и о наметившейся положительной динамике в вопросах соблюдения норм бюджетного законодательства в органах местного самоуправления.
2. Анализ установленных нарушений показал, что по-прежнему их основной причиной является недостаточный уровень организации проведения контрольных процедур при составлении бюджетной отчетности получателями бюджетных средств и при формировании бюджетной отчетности на уровне главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа.
3. Выявленные нарушения и недостатки при составлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности всех 19 поселений свидетельствуют о недостаточной подготовленности структурных подразделений администраций поселений к составлению бюджетной отчетности в полном объеме (как финансовым органом, главным администратором доходов, главным распорядителем и получателем бюджетных средств), низком качестве бухгалтерского учета, слабой организации внутреннего финансового контроля.

[1] По состоянию на 01.07.2013.
[2] Информация в отношении показателей бюджетной деятельности представлена по 125 ВМО.
[3] В диапазоне от 53,3 процента (в общем объеме доходов бюджета поселения Роговское) до 98,4 процента (поселение Сосенское).
[4] Составили 52,7 процента в общем объеме доходов бюджета поселения Киевский и 53,3 процента в общем объеме доходов бюджета поселения Кленовское.