Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
+7 (495) 580-52-50 (370)

Канцелярия

Зуев Д.С. "Хороший аудит консервативен"

Российская газета. Номер выпуска 240 (3909). Дата выпуска 26.10.2005

Хороший аудит консервативен

ДОЛГОВЫЕ обязательства любого субъекта - региона, города или государства - играют важную роль в экономике. В настоящее время в РФ планомерно осуществляется реформа бюджетной системы, которая нацелена на повышение результативности всех бюджетных расходов. Контрольно-счетная палаты Москвы внимательно наблюдает за процессом управления долговыми обязательствами города. Принятая федеральным правительством концепция бюджетной реформы, планирует формировать бюджет из целей и конкретных результатов государственной политики, в том числе и в области долговых обязательств. Исходя из этих целей, в условиях роста экономики необходимо формировать как бюджетные корректировки по доходам и расходам, так и программу городских заимствований.

Сегодня перед нами стоит задача пересмотреть все подходы и осуществлять наиболее качественное бюджетное планирование как доходов, так и расходов. А значит, и объемов заимствования, чтобы получить в конечном итоге те результаты, которые планируются. Для этого необходимо проводить сбалансированную бюджетную политику, исключая появление избыточной денежной массы на счете бюджета. Недостатком такой политики будет являться дефицит средств по инвестиционной составляющей в ходе исполнения бюджета в течение года в конкретные периоды времени.

Такие колебания, в свою очередь, приводят к дополнительным непроизводительным расходам бюджета. В одном случае заемные средства используются не в полном объеме, но при этом осуществляется их обслуживание. В другом, из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры и ограниченности предложений заемных ресурсов на финансовом рынке приходится размещать ценные бумаги с более высокой доходностью. И тем самым привлекать средства по более дорогой для города цене. Поэтому и департаменту финансов, главному распорядителю, и всем участникам бюджетного процесса необходимо обеспечивать ритмичность освоения запланированных бюджетных ассигнований, установленных на капитальные расходы бюджета, а также своевременность и обоснованность привлечения долговых обязательств. Учитывая при этом финансовые потребности города и остатки средств на счетах бюджета, для того, чтобы повысить их отдачу, а значит, и эффективность экономики города в целом. Возможно, в этом и заключается искусство управления бюджетным процессом в целом и долговыми обязательствами, в частности. В связи с последними изменениями налогового законодательства в части сокращения доли региональных налогов, снижения по ним процентных ставок и изменения нормативов по отчислению от федеральных регулирующих налогов, объемы зачисления в налоговую бюджетную систему регионов существенно сократились. Это привело к необходимости активизации долговой политики, поиску наиболее выгодных для бюджета форм долговых обязательств, значительному увеличению сроков заимствования, равномерному распределению платежей по долгу и недопущению пиковых нагрузок при увеличении объемов заимствований. Удлинение сроков заимствования приобретает особую важность, потому что принятые изменения в пенсионном законодательстве определяют направление инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе и в государственные ценные бумаги субъекта РФ.

В обозримой перспективе, по мере дальнейшего развития финансового рынка государственные ценные бумаги субъектов могут также стать наиболее востребованными не только среди коммерческих банков, финансово-инвестиционных компаний, но и среди пассивных участников рынка, таких, как Пенсионный фонд РФ.

В связи с тем, что в Москве наметилась тенденция роста заимствований, в основном, за счет размещения облигационных займов, Контрольно-счетная палата обязана осуществлять постоянный мониторинг качества состояния долговых обязательств, условия привлечения их и обслуживания. Обращая при этом внимание на проводимую работу по повышению управляемости и оптимизации структуры долга, результативности бюджетных расходов и в целом соблюдения бюджетного законодательства.

 

Денис Зуев
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА МОСКВЫ