Контрольно-счетная палата Москвы (далее – КСП Москвы) ознакомилась с очередным номером Бюллетеня Счетной палатой Российской Федерации, основной темой которого стали результаты проверок в сфере незавершенного строительства, и отмечает следующее.
Безусловно, повышенное внимание к проблеме незавершенного строительства со стороны руководства страны, Правительства оправданно, учитывая объемы замороженных государственных инвестиций, объем площадей выведенных из хозяйственного оборота земельных участков, размеры ущерба, понесенного бюджетами различных уровней.
В Москве можно отметить положительные результаты работы по сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства (далее – ОНС).
По итогам 2019 года общий объем незавершенного строительства составил 972,6 млрд. рублей. По сравнению с 2018 годом произошло сокращение на 133,2 млрд. рублей, или на 12,0 процента.
В Москве с 2011 года эффективно функционирует межведомственная Оперативная группа по сокращению объектов «долгостроя». По состоянию
на 01.06.2020 в работе находилось 266 объектов; за все время работы Оперативной группы из перечня исключено (завершено строительство) 515 объектов.
Проблема сокращения объемов и количества ОНС требует комплексного подхода. Недостаточное нормативное правовое регулирование в сфере незавершенного строительства не позволяет в настоящее время выработать единый подход, обеспечить учет, анализ, определить критерии, предложить системные меры по сокращению объемов и количества ОНС.
В части методического обеспечения в Москве приняты разработанные КСП Москвы Методические рекомендации по анализу и контролю объемов незавершенного строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы1.
Существующие наработки используются КСП Москвы при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В частности, за период 2018-2020 годы проблема сокращения объемов и количества ОНС рассматривалась в ходе:
- проверки правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на строительство и консервацию объектов, строящихся с нарушением установленных сроков2;
- проверки правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на строительство пешеходных переходов3;
- аудита эффективности использования бюджетных средств в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на проектирование и строительство объектов здравоохранения4;
- аудита эффективности использования бюджетных средств и имущества на развитие дорожной сети на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы5;
- мониторинга объемов незавершенного строительства в городе Москве6.
Анализ и контроль объемов незавершенного строительства стали одним из приоритетов работы КСП Москвы при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
[1] Утверждены приказом от 08.07.2019 № 36/01-05.
[2] Пункт 50 Плана работы КСП Москвы на 2018 год.
[3] Пункт 51 Плана работы КСП Москвы на 2019 год, п.41 Плана работы КСП Москвы на 2020 год.
[4] Пункт 44 Плана работы КСП Москвы на 2019 год.
[5] Пункт 51 Плана работы КСП Москвы на 2018 год, п.48 Плана работы КСП Москвы на 2019 год.
[6] Пункт 47 Плана работы КСП Москвы на 2020 год.