Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия

В начале своего выступления хотел бы подчеркнуть, что я полностью согласен со всеми основными положениями, которые прозвучали в докладе Министра Правительства Москвы Силкина В.Н. Считаю принципиально важным поддержать его предложение по выработке стратегии развития хозяйственных обществ с долей города Москвы, которая отвечала бы на вопрос: «В каких отраслях городского хозяйства, сферах жизнедеятельности городского сообщества город, как собственник, должен иметь долю акций акционерных обществ, и в каком размере».

Иначе говоря, нам в первую очередь необходим стратегический стандарт поведения города Москвы как акционера. Представляется, что такой стандарт должен быть выражен в виде закона города Москвы.

Что касается непосредственно проекта постановления Правительства Москвы, вынесенного на обсуждение, хотелось бы остановится на следующих обстоятельствах, не повторяя тезисы ранее выступавших.

1. Итоги исполнения бюджета за 2004-2005 годы показывают, что наметилась некоторая положительная тенденция в динамике поступлений дивидендов в городской бюджет. Так, в 2004 году дивидендов поступило порядка 434 млн. рублей, а в 2005 году — порядка 942 млн. рублей. Таким образом, произошло почти двоекратное их увеличение.

Однако в условиях отсутствия четкой и единой дивидендной политики это увеличение зависило, главным образом, от воли акционеров в части уплаты дивидендов, а в ряде случаев — от жесткой позиции собственника в отношении отдельных акционерных обществ.

Так, только в результате работы с конкретными хозяйственными обществами-должниками в 2005 году было дополнительно получено дивидендов в размере 52 млн. рублей.

2. Как показывают данные проверок Контрольно-счетной палаты, наибольшую долю поступлений дивидендов в бюджет города (около 40 процентов) обеспечивает группа хозяйственных обществ, в которых город имеет блокирующий пакет акций (от 25-ти до 50-ти процентов уставного капитала). Причем, данная группа акционерных обществ не является самой многочисленной (в 2004 году их насчитывалось 135 из 601 общества). При этом с каждой тысячи рублей чистых активов, приходящихся на долю города в указанных обществах, было получено 56 рублей в виде дивидендов.

В то же время в хозяйственных обществах со стратегическим (от 75-ти до 100 процентов) пакетом акций, которых насчитывается 52, размер дивидендов в расчете на тысячу рублей чистых активов не превышает 17 рублей, и это при том, что в обществах, в которых город владеет стратегическим пакетом, сосредоточено чистых активов на сумму почти 16 млрд. рублей, что составляет около половины стоимости всех чистых активов, приходящихся на долю города Москвы.

Обращает на себя внимание и тот факт, что из 52-х хозяйственных обществ, в которых городу принадлежит от 75-ти до 100 процентов голосующих акций, в 2005 году дивиденды выплатили лишь 19 предприятий (или 36 процентов от их общего количества), при этом основные выплаты дивидендов по этой группе обществ (234 млн. рублей, или 85 процентов) обеспечили пять акционерных обществ.

Кроме того, как показала проверка, проведенная нами в 2005 году, практически треть хозяйственных обществ со стратегическим пакетом акций в собственности Москвы, не только не выплатили в 2004 году дивиденды, но и не сочли для себя обязательным представить в Департамент имущества отчетность о своей деятельности.

Учитывая, что к 2007 году городской портфель акций должен быть преимущественно сформирован именно из контрольных и стратегических пакетов акций, требуется принятие срочных и кардинальных мер по совершенствованию системы управления и контроля за указанной группой активов.

В этой связи хотелось бы высказать ряд предложений по обсуждаемому проекту.

1. Считаем необходимым в преамбуле документа обозначить количественные и качественные итоги деятельности хозяйственных обществ с долей города с указанием конкретного периода.

В частности, целесообразным и своевременным было бы показать здесь, какие изменения произошли в обществах, в отношении которых уже приняты конкретные управленческие решения в рамках реализации Программы реструктуризации, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 843-ПП.

Например, сколько городских пакетов акций и на каких условиях передано городом в 2005 году в доверительное управление управляющим компаниям, сколько создано акционерных инвестиционных фондов акций со 100-процентной долей города в уставных капиталах, сколько создано хозяйственных обществ на принципах холдинговых компаний, и какие городские активы в них консолидированы?

Одним словом, насколько востребованными оказались ранее подготовленные Департаментом имущества пакеты документов, в частности, по доверительному управлению, что особенно актуально в свете намерений города привлечь в качестве исполнительных органов акционерных обществ управляющие компании.

2. Считаем также необходимым уточнить приоритеты, последовательность и сроки выполнения задач, решаемых в рамках внедрения системы корпоративного управления акционерными обществами.

Во-первых, Департаменту имущества совместно с отраслевыми органами исполнительной власти следует определить круг тех обществ, в которых требуется незамедлительно произвести смену «менеджмента, не проявившего желание эффективно работать в условиях нахождения в собственности города контрольного пакета акций».

Именно в отношении этих обществ должны быть в первую очередь намечены и осуществлены конкретные мероприятия (с конкретными сроками) по скорейшему формированию новых составов органов управления и исполнительных органов акционерных обществ.

По нашему мнению, именно новому составу менеджмента следует разработать стратегию развития обществ на средне- и долгосрочную перспективу, и на ее основе — конкретные бизнес-планы развития. Причем, эту работу желательно если не завершить в 2006 году, то хотя бы уже начать.

Вместе с тем предлагаемым комплексом мер по внедрению системы корпоративного управления указанные действия не предусмотрены.

При этом основная роль отводится разработке пакета документов, необходимых для внедрения «Модели корпоративного управления в акционерных обществах, акции которых находятся в собственности города Москвы».

Таких документов, не считая новых редакций уставов, нужно разработать и согласовать не менее 15-ти.

Предполагается, что разработка перечисленного пакета документов (как нормативно-правовой базы для реализации новой модели управления) займет практически весь 2006 год. Таким образом, не ранее 2007 года начнется собственно реализация модели на практике: подбор членов советов директоров, их аттестация, заключение контрактов, подбор управляющих компаний, заключение контрактов с ними и другие организационные мероприятия. В лучшем случае, к концу 2007 года в отдельных обществах новая система управления начнет функционировать.

Следовательно, лишь с 2007-2008 годов новые управленцы начнут разрабатывать новые наиболее оптимальные стратегии развития обществ, как с точки зрения интересов самого общества, так и с точки зрения интересов города.

После этого немало времени уйдет на согласование этой стратегии с отраслевыми органами исполнительной власти и Департаментом имущества города Москвы.

Есть опасения, что предлагаемые меры, сроки и последовательность их выполнения могут привести только к очередному витку поручений.

Тем более, что ряд предлагаемых мер, по сути, не являются новыми. В частности, проведение обучения представителей города и проведение их аттестации было предусмотрено еще постановлением Правительства Москвы от 06.10.98 № 763-ПП; обязательная разработка бизнес-планов развития — постановлением Правительства Москвы от 24.10.2001 № 963-ПП.

И если до сих пор целенаправленная и последовательная работа по составлению бизнес-планов не велась, о чем свидетельствуют результаты проверок КСП Москвы, то естественно предположить, что и сейчас это поручение не будет исполнено в намеченные сроки (первое полугодие текущего года), тем более что разработчиком этих бизнес-планов, как следует из текста постановления, будет прежний состав менеджмента, критикуемого в проекте постановления.

Думаю, что город уже не может себе позволить такие неэффективные траты времени.

3. Приходится также констатировать, что крайне расплывчат ожидаемый эффект от внедрения Модели корпоративного управления.

Какие-либо количественно измеримые, а также качественные показатели, характеризующие результаты этого внедрения, и их ориентировочные оценки в проекте постановления отсутствуют.

Заканчивая свое выступление, считаю необходимым поддерживать представленный проект постановления и предлагаю учесть высказанные замечания по его доработке.