Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия

Уважаемые депутаты, отчет о деятельности Палаты в 2008 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях был направлен в апреле месяце этого года в Московскую городскую Думу, обсужден Бюджетно-финансовой комиссией МГД, на заседании фракции партии «Единая Россия».

С учетом этого и, принимая во внимание, что отчет сформирован на основе контрольных мероприятий, проведенных КСП Москвы в 2008 году, результаты которых направлялись в Московскую городскую Думу, обсуждались в соответствующих комиссиях, поэтому нет необходимости, на мой взгляд, подробно останавливаться на результатах каждого контрольного мероприятия в отдельности.

Вместе с тем должен заметить, что в части выводов, вытекающих из контрольных мероприятий, большинство предложений и рекомендаций Палаты приняты исполнительной властью, о чем свидетельствует письмо, которое пришло в Палату 25 мая 2009 года от Первого заместителя Мэра Москвы, где подробно излагалась позиция исполнительной власти в отношении выводов, рекомендаций и предложений, изложенных в годовом отчете Палаты.

Должен принести извинения перед депутатами и сказать, что в отчете, и это было на Бюджетно-финансовой комиссии зафиксировано, вкралась техническая ошибка на странице 39. И мы вынуждены были после БФК 39-ю страницу заменить. Редакция 39-й страницы вам уже представлена, надеюсь, в обновленном виде.

В дополнение, по результатам конкретных контрольных мероприятий, я должен только заметить, что к сумме устраненных нарушений, а именно к 1 миллиарду 768 миллионам, следует добавить 7,2 миллиарда рублей дополнительно. Это вызвано тем, что в 2008 году нами была выявлена задолженность перед бюджетом определенных организаций, задолженность по денежным средствам, отпущенным на строительство электроподстанции (путем составления отчетности, в том числе бухгалтерской отчетности главного администратора поступлений в бюджет — Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы). В результате Мэром были даны соответствующие поручения, в результате чего вопрос был поставлен на контроль. И могу доложить, имеются все платежные документы, свидетельствующие о том, что на сегодняшний день перечислено 7,2 миллиарда рублей в бюджет города Москвы.

Важнейшим итогом работы Палаты в 2008 году, на мой взгляд, является то, что План работы Палаты выполнен, а требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», Закона «О Контрольно-счетной палате Москвы» соблюдены.

Хотел бы остановиться на пяти важнейших особенностях работы Палаты в 2008 году. Подробно те или иные элементы изложены в отчете.

Первая особенность, мы, наконец, вышли на тот уровень, когда окончательно закрепили в качестве приоритета работы Палаты контроль за результативностью, эффективностью бюджетных расходов и использованием имущества города Москвы.

Хочу сказать, что за последние три года мы шли к этой цели целенаправленно и освоили новую форму контрольных мероприятий, которая называется аудит эффективности, и провели за последние три года 22 аудита эффективности.

Я вижу, что присутствующим раздали журнал «Вестник АКСОР» Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, который был приурочен к 15-летию Палаты. Этот выпуск журнала посвящен результатам деятельности Палаты по важнейшим направлениям за предыдущие 15 лет.

Вторая особенность заключается в том, что мы впервые проводили в прошлом году внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Москвы по новой схеме, по новым требованиям, которые были изложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Это потребовало коренной перестройки всей работы, потому что в сжатые сроки, в течение нескольких месяцев в первом полугодии мы должны были проверить годовую отчетность, бюджетную, вернее, исполнение бюджета за год по главным распорядителям.

Поэтому это потребовало напряжения сил и средств, но, тем не менее, такая технология была освоена и этим, может быть, объясняется то, в связи с чем резко возросло по сравнению с прошлым годом количество выявленных финансовых нарушений, потому что была проконтролирована отчетность практически всех главных распорядителей бюджетных средств.

Третья особенность заключалась в том, что мы впервые, подписав соглашение с внутригородскими муниципальными образованиями, организовали внешнюю проверку отчетов об исполнении бюджета 124 муниципальных образований по единой процедуре. Это дало соответствующий эффект, это не наша оценка, это оценка и Совета муниципальных образований, думаю, что и комиссии по местному самоуправлению Московской городской Думы.

Хотел бы остановиться еще на двух особенностях, они уже носят, может быть, не такой содержательный характер, организационный, но они очень важны для нас. Сегодня в Палате создана система внутреннего контроля качества, то есть все процедуры являются открытыми, замкнутыми, они контролируются руководством, качество материала таким образом, по нашему мнению, возросло. И убедительным свидетельством тому, что мы создали эту систему внутреннего контроля качества является то, что мы прошли сертификацию по международному стандарту менеджмента качества, получив соответствующий сертификат.

И последняя не по значимости, но, тем не менее, особенность, которую хотел бы отметить: на основании распоряжения Правительства Москвы, изданного в августе прошлого года, которое называется «Об обеспечении доступа Контрольно-счетной палаты Москвы к информационным ресурсам города Москвы», мы получили возможность доступа к 200-м информационным базам города Москвы.

На сегодняшний день Палата имеет доступ не только ко всем Интернет-ресурсам, которые есть у главных администраторов бюджетных средств, но теперь, имеет доступ и к информационным ресурсам, которые носят закрытый характер.

Это очень важно. Не все, конечно, измеряется количеством информации, главное то, что достигнутое качество позволяет экономить ресурсы, Палата получает больше знаний о бюджете, и о публичных ресурсах города Москвы, о том, как они используются. Вот важнейшие особенности деятельности Палаты в прошедшем году.

В третьей части своего выступления я хотел бы остановиться на очень важном вопросе для Палаты, который логически следует из нашего отчета.

В условиях кризиса, по-моему, никто не станет спорить, что возрастает роль государственного управления, а,значит, и государственного контроля. Именно поэтому мы считаем, что Палата должна изменить подходы в организации своей деятельности, в том числе с учетом рекомендаций и критики, которая высказана депутатами при работе комиссии.

Я хотел бы сказать, что сегодня в городе сложилась система государственного контроля, созданы механизмы эффективного взаимодействия контрольных органов в рамках Совета по координации работы городских контролирующих органов города Москвы.

Приняты меры по усилению внутриведомственного контроля, что очень положительно отличает Москву, кстати, от других субъектов Российской Федерации.

Вряд ли в этих условиях с учетом новых реалий для управления городом нужна Палата, способная говорить лишь на поверхностном уровне бухгалтерских индикаторов и макроэкономической «текучки». Вызовы, которые сегодня Москва преодолевает в ходе финансово-экономического кризиса, убедительно свидетельствуют о серьезных рисках, которые несет контроль лишь за публичными финансами, оторванными от социально-экономических процессов.

Контроль лишь за планированием денег, расходованием денег и отчетности в деньгах, оторванных от конкретных результатов — это такая же «пустышка», как переход от формулы «деньги — товар — деньги» к формуле «деньги — ценные бумаги — деньги». Кризис показал, к чему это может привести. Такой контроль ничего не дает для решения насущных проблем и поиска оптимальных государственных управленческих решений, направленных не только на латание дыр, но и создание предпосылок модернизации. И теория финансов, и практика работы Палаты показывает, что к достижению конкретных результатов ведет не столько бюджет сам по себе, сколько государственная финансово-экономическая политика и деятельность государственного сектора экономики. То есть надо смотреть, как бюджет работает в государственном секторе экономики. Это означает, что применительно к Палате служение бюджету не должно сводиться лишь к выявлению анализа отклонений бюджетной отчетности, на чем и настаивали всегда вы, как депутаты Московской городской Думы. То, что могло казаться эффективным в первые годы работы Палаты, в настоящее время уже недопустимо.

Осуществляя контроль за бюджетом, Палата должна в качестве приоритета своей деятельности определить анализ результативности и эффективности управления публичными ресурсами. Я говорил, что мы к этому упорно шли последние несколько лет и приводил некоторые цифры, свидетельствующие об этом. При этом мы должны не просто констатировать факты неэффективности или недостаточной результативности, но и доказывать возможность более эффективного и результативного управления публичными ресурсами, показывать пути для более эффективного решения рассматриваемых проблем.

Кстати, в упомянутом ранее «Вестнике АКСОР», есть комментарий Палаты по постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от февраля этого года, где как раз подчеркивается, что, говоря об эффективности расходования бюджетных средств, нужно привести доказательства, что тот или иной результат мог бы быть достигнут меньшими средствами или же лучший результат мог бы быть достигнут тем же объемом бюджетных средств. А это означает для нас переход, вообще-то, на новый этап работы.

Подчеркну, что в этих условиях, я считаю очень важным и прошу рассмотреть возможность решения Московской городской Думой вопроса о создании рабочей группы для того, чтобы проработать с учетом накопленного опыта новую редакцию Закона «О Контрольно-счетной палате Москвы». Мы давно говорим о тех или иных недостатках закона, давно говорим о назревшей необходимости решения определенных вопросов. Здесь уместно говорить и о различных аспектах, в том числе и об антикоррупционной экспертизе, и о том, чтобы обратная связь между депутатским корпусом, работой комиссий депутатов и результатом деятельности Палаты была четко зафиксирована, процедура прописана.

В содержательном плане, на наш взгляд, Палата должна быть не только органом государственного финансового контроля, а органом государственного аудита, который бы помимо бюджетных средств в полной мере занимался полнотой и достоверностью управленческого отчета и отчетности, используемых органами исполнительной власти, в том числе бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, эффективностью использования государственной собственности и формирования имущественной казны города Москвы, бюджетами муниципальных образований и эффективностью системы контроля, осуществляемого органами исполнительной власти.

Необходимо отметить, что ничего нового из того, что я говорю, собственно в законе не появится, в законодательном поле. Дело в том, что мы таким образом системно в законе закрепим, фактически сложившийся статус-кво. Наш анализ показывает, что сегодня Палата на практике уже реализует контроль по всем этим направлениям с использованием различных форм государственного аудита. Ведь в настоящее время дополнительные полномочия Палаты регулируются 12 законами Российской Федерации и города Москвы, а также 21 правовым актом и договорами города Москвы.

Прошу рассмотреть возможность создания рабочей группы по совершенствованию Закона «О Контрольно-счетной палате Москвы». Спасибо за внимание.