Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Москва, ул. Новый Арбат, 36
Наш адрес
+7 (495) 690-87-21
Канцелярия


Тема: «О практике и проблемах применения законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений бюджетного законодательства»

1. Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» наделяет органы внешнего государственного финансового контроля полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (введена новая статья 2681 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законом скорректировано положение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.З ч.5 ст.28.3) и предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях не только инспекторам Счетной палаты Российской Федерации, но и уполномоченным должностным лицам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Соответственно законом или локальным нормативным правовым актом должны быть определен и утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере. Неопределенность и различия в подходах к определению должностных лиц (в КСП Москвы руководители контрольных мероприятий и рабочих групп), поскольку в органах внешнего государственного финансового контроля отсутствует государственная функция, регламентированная административным регламентом в отличие от органов внутреннего финансового контроля и надзорных органов.

2. Составление протоколов об административных правонарушениях и ведение административного производства относится к административному надзору, с соответствующими полномочиями по применению мер административного воздействия. Кроме того, следует различать контрольную деятельность и надзорную, заключающуюся в постоянном, систематическом наблюдении уполномоченных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности, оценка деятельности при этом дается только с точки зрения законности, но не целесообразности (эффективности).

Разграничение надзорных и контрольных функций в деятельности государственных органов имеет важное значение и должно позволять избегать дублирования функций, разграничивать полномочия и сферы деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.

3. Одновременно отмечается, что в большинстве своем составы выявляемых бюджетных правонарушений в рамках применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят характер фактов, подлежащих выявлению в ходе текущего контроля в порядке надзора (внутреннего финансового контроля) (как, например, оценка условий и порядка работы с денежной наличностью, ведения бухгалтерского учета, порядка возврата и соблюдения сроков возврата бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, инвестиций, субсидий и пр.).

При этом с учетом возлагаемых полномочий и задач, стоящих перед органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля, отсутствует право КСО на возбуждение и ведение административных производств (включая стадии возбуждения, составления протоколов и ведения административного производства) по фактам препятствия в допуске в проверяемую организацию; фактам отказа в предоставлении необходимых для осуществления полномочий документов и информации (сведений) либо ее представления не в установленные сроки, предоставления недостоверной информации; фактам неисполнения в установленные сроки представлений (предписаний).

4. В Законе прямо указано (введена ст.23.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ), что рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (от имени данных органов дела рассматриваются руководителями и их заместителями).

Так, в Москве в соответствии с п.4.2.7. положения о Главном контрольном управлении города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП, такие полномочия возложены на данное управление, которое принимает решения о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, привлечении к административной ответственности или прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.28.5, ч.1 ст.28.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения истечение трех суток направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Соответственно предполагается наличие порядка взаимодействия уполномоченного органа и КСО при осуществлении полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области бюджетных правоотношений. Различные органы на уровне субъектов.

5. Отдельные административные правонарушения предусматривают рассмотрение дела в судебном порядке с последующим взысканием штрафов, что предполагает наличие полномочий администратора доходов, не относящихся к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля (подразумевает наличие плановости доходов, входит в сферу деятельности надзорных органов).

При этом суммы применяемых штрафов составляют от 2 до 5 тысяч, применяются в отношении должностных лиц, но не в отношении руководителей органов и бюджетных средств.

Требуется:

1) Пересмотреть подходы к наделению правом на составление административных протоколов с дальнейшим рассмотрением иными органами (исключить составы, не относящиеся к компетенции органов внешнего финансового контроля)

2) Определить составы административных правонарушений с учетом компетенции и необходимости выполнения возложенных задач и функций (препятствование деятельности КСО).

3) Ввести новые и сохранить бюджетные меры принуждения, применяемые финансовыми органами, предусматривающие сокращение лимитов, пересмотр плановых ассигнований и пр., а не административное воздействие.

4) Возможно, следует наделить правом по составлению административных протоколов, предусматривающих не применение штрафных санкций (что подразумевает полномочия администратора доходов), а дисквалификацию должностных лиц, применяемую в судебном порядке.